Егор путилов на чем играет. Пресса о нас

Один из самых успешных джазменов приехал в Казань с программой «Упоение джазом». Руководитель проекта «Фонограф-Джаз-Бэнд» с тридцатилетним стажем, Сергей Жилин удивлен, что впервые выступает в столице РТ: «Но вот мы здесь, и это здорово!»,- радостно произносит бэнд-лидер.

Возможно, вы видели наши пульты, наш коллектив, мой затылок,- обращается к залу Сергей Жилин.

«Почему затылок?», - удивитесь вы. Да все потому, что бэнд-лидер на любом телевизионном проекте за дирижерским пультом.

Действительно, Сергей Жилин и его музыканты стали хорошо известны массовому слушателю в последнее время. «Две звезды», «Достояние Республики», «Голос» на Первом канале, «Танцы со звездами» на «РТР», -и это далеко неполный список телевизионных проектов, где зрители могли видеть «Фонограф».

В самом начале вечера Сергей Жилин рассказывает о программе «Упоение джазом»:

«Вас ждет два отделения. Хочу вас обрадовать, что второе будет очень интересным! А вот первое отделение… Я позволю отнять у вас время в единоличном экземпляре».

Разумеется, от такого признания пианиста никто не расстроился. Ведь Сергей Жилин - заслуженный артист Российской Федерации, а также известный и за пределами нашей страны. А, значит, человеку с такой репутацией можно довериться смело.

Первое произведение, которое услышала казанская публика - «Christmas Medley». Оно сочинено по просьбе Сергея Жилина пианисткой «Фонографа» - Ксенией Акимовой. В основе - популярные рождественские мелодии:

«Мы в наступившем году еще не виделись, - говорит пианист, - поэтому я этой композицией поздравляю вас с Новым годом».

Большим удовольствием для казанцев было не только слушать то, что исполняет Сергей Жилин. Еще интереснее наблюдать за тем, как он это делает! Быстро, энергично, с полной отдачей.

После «Christmas Medley» слегка запыхавшийся джазмен признается:

«Меня как всегда слегка занесло: вместо трех минут играл, наверное, около пяти. Постоянно себе говорю: »Не надо брать запредельные быстрые темпы!«, а они все равно откуда-то берутся».

В первом отделении зрители также услышали «Fiesta» C.Corea, и «Thanky» D.Brubeck, которой Сергей Жилин поблагодарил слушателей. Услышав же легендарный «Caravan» D.Ellington, зал разразился аплодисментами.

После пятнадцатиминутного перерыва на сцену ГБКЗ им. С. Сайдашева вновь вышел бэнд-лидер вместе со своими музыкантами. Это Егор Путилов (гитара), Сергей Ковришкин (бас-гитара), Леонид Гусев (ударные). Солистка вечера - зажигательная Марианна Савон (MaryAnna Savon),благодаря энергии которой в зале стало жарко.

Эта мулатка с кубинскими корнями является драгоценностью «Фонографа», как сказал Сергей Жилин. С Марианной Савон он познакомился на проекте « Голос». Когда ее песня на прослушивании затерялась, девушка начала подпевать тому, что играл джаз-бэнд. С тех пор прошло около трех лет, и Марианна Савон вместе с «Фонографом» покоряет слушателей своим голосом.

Во втором отделении были исполнены «The Girl from Ipanema» A.C.Jobim, «Jazz"n"samba» B.Ascher, во время которой весь зал под руководством Сергея Жилина отбивал ритм. Звучали и нехарактерные для джаза композиции «Sway» Pussycat Dolls, «Can"t Take My Eyes off You» Frankie Valli, больше известная как «I Love You Baby».

Зал взорвался аплодисментами, а Сергей Жилин подметил: «Мне так после первого отделения не хлопали!».

Разумеется, это было сказано в качестве комплимента очаровательной солистке.

И вот концерт подходит к концу, руководитель «Фонографа» еще раз представляет залу имена музыкантов. А после этого Сергей Жилин благодарит казанцев:

«Вы не хорошая, не очень хорошая, а восхитительная публика!».

Имена и явки

«Егор Путилов» сотрудничал как журналист со многими шведскими газетами и агентствами новостей.
«Тобиас Лагерфелд» отправил на публикацию в газету Aftonbladet фейковую дискуссионную статью, явно провокационного характера, в которой речь шла о предоставлении вновь прибывшим иммигрантам избирательного права.

В минувшие выходные редакция газеты Aftonbladet опубликовала материалы собственного журналистского расследования, в ходе которого выяснила, что и «Егор Путилов» и «Тобиас Лагерфелд» — это одно лицо, 34-летний молодой человек по имени Александр Фридбак, который к тому же является сотрудником Парламентского секретариата право-популистской партии «Демократы Швеции», представленной ныне в Риксдаге Швеции.

Однако и Александр Фридбак не настоящее имя молодого мужчины, а полученное им в 2012 году по причине необходимости так называемой «защиты личной идентичности» которую он получил от полиции. Ранее этого человека звали как-то иначе. Известно только, что в Швецию он приехал в 2007 году, и даже успел поработать короткое время в Миграционном ведомстве Швеции, где занимался рассмотрением дел (или ассистировал при рассмотрении дел) соискателей убежища.

А был ли мальчик?

«Егор Путилов» — это псевдоним, за которым стоит Александр Фридбак. Сам «Александр Фридбак» ссылается на защиту персональных данных, отмечает что живет под постоянной угрозой. А для того, чтобы иметь возможность работать как журналист, ему необходим был псевдоним. Хотя Фридбак это уже вымышленное имя мужчины. На вопросы журналистов, почему он кроме всего прочего использовал еще и другие имена, «Александр Фридбак» отвечать отказался, сославшись на жизнь в постоянной угрозе личной безопасности и пресловутую защиту личных данных.

Из журналистов в националисты?

Партия Демократы Швеции (ДШ) известна своей националистической риторикой, история создания которой начиналась с «Сохранить Швецию шведской», за что их называют расистами и по сей день.

«Александр Фридбак» работает там экспертом, с начала текущего года. Как он сам отмечает, это Демократы Швеции сами связались с ним после публикации его статей. Его непосредственный шеф, спикер партии Демократы Швеции по вопросам миграционной политики, Markus Wiechel.

«Я помогаю с различными юридическими аспектами», — объяснил журналистам газеты Aftonbladet свою роль в партии «Александр Фридбак».

Со своего парламентского рабочего емайла он рассылает дискуссионные статьи от ведущих представителей партии Демократы Швеции в шведские газеты. Под именем «Егор Путилов» его статьи были опубликованы в таких известных шведских газетах как — Dagens Samhälle, Dagens Media и Svenska Dagbladet. Все они касались вопросов миграции.

Aftonbladet отмечает, что в то время, когда «Александр Фридбак» уже работал в секретариате ДШ, он отправил в редакцию газеты «липовую» дискуссионную статью, за именем Тобиаса Лагерфелда — студента-юриста Стокгольмского Университета и волонтера организации Refugees Welcome. Отправил он статью с одного из своих емайлов, которыми пользовался как «Егор Путилов».

Запутанная тактика или театр одного актера!

А дело было так: Статью «Тобиаса Лагерфелда» с посылом «дайте всем вновь прибывшим беженцам избирательное право» газета Aftonbladet опубликовала 22 августа. Эта статья стала своеобразным ответом на предложение депутата Риксдага от партии Демократы Швеции, Kent Ekeroth об ограничении права соискателей убежища на митинги и демонстрации (после того как беженцы митинговали против новых правил предоставления убежища).

Статья получила широкое распространение в социальных медиа. Одним из тех кто опубликовал ее в своем Twitter был «Егор Путилов». В его широкой твиттер-аудитории статья разлетелась быстро. Один из негодующих комментариев был таким: «Скоро нам тут понадобятся чистки а-ля Сталин!».
Другой распространитель в социальных сетях, Linus Bylund — депутат парламента от партии Демократы Швеции.

То есть, чисто практически один и тот же человек (работающий в партии Демократы Швеции) пишет статью-ответ на предложение этой самой партии ограничить права мигрантов, с предложением предоставить им больше прав. А затем генерирует негативную, антииммигрантскую реакцию на данное предложение путем распространения в социальных сетях. Вот такая запутанная игра.

«И жнец, и чтец и на дуде дудец!»

После того, как в редакции Aftonbladet выяснили, что автор статьи Тобиас Лагерфелд — несуществующий фейк, статью с публикации сняли. Отправлена она была с того-же адреса, с которого «Александр Фридбак»(«Егор Путилов») отправлял и другие статьи, а адрес этот был привязан к его же номеру телефона. Но сам Фридбак от статьи под именем Тобиас Лагеофелд отказался.

«Я может быть и читал статью, но понятия не имею кто ее написал. Это все провокация или вы все напутали!», — таким было объяснение Александра Фридбака журналистам газеты Aftonbladet.

Так что же все-таки известно об этом человеке «3 в 1»?

Александр Фридбак, он же Егор Путилов, он же Тобиас Лагерфелд иммигрировал в Швецию из России в 2007 году. Какое-то время у него было туристическое агентство, которым он управлял совместно с другим мужчиной, у которого тоже было «защищенное имя».

с 2012 по 2015 годы он работал в Миграционном ведомстве Швеции в отделении во Флене. Теперь он сидит в шведском Риксдаге, в секретариате партии Демократы Швеции. В отделе безопасности Риксдага зявили что не проводили никакого контроля в отношении данной персоны, поскольку партии сами ответственны за то, кого принимают на работу. И сами проводят контроль.

В партии ДШ в свою очередь ответили, что никакого контроля не проводили, ничего о фейковых именах не знают, и что их сотрудники делают в свободное от работы время, их не интересует.

Хотя, блог putilov.org широко цитируется представителями партии Демократы Швеции.

Тролль и знакомая российская тактика?

«Многие обманулись с журналистом «Егор Путилов». Мы — одни из них», заявила журналист Aftonbladet, Лена Меллин (Lena Mellin). Доказательств прямых связей Александра Фридбак с Россией — нет, отмечает Лена Меллин. Кроме самого принципа его работы, именно так работает российская сторона, считает она. Россия охотно работает с националистическими европейскими группами и партиями, и их цель дестабилизация обстановки. А ЕС стоит первый в списке, среди организаций, чью стабильность надо расшатать, после того как против России были введены санкции, объясняет Лена Меллин.

Егор Путилов - об эталонном районе Стокгольма

Эксперты посчитали: объем ресурсов и темпы их освоения обеспечивают приемлемые стандарты жизни лишь 1,2 млрд человек из 7 млрд, что живут на Земле. Экология — уже привилегия, а право на чистую воду, воздух и вид из окна гарантируют лишь в богатой Европе. Например, в Стокгольме


Егор Путилов, Стокгольм


Шведская семья, шведский социализм и шведская стенка из ИКЕА — вот, пожалуй, главные чудеса, о которых вспоминают в связи со Швецией. Список неполон, а главное чудо в нем не отражено. Тем не менее именно Швеции удалось доказать невозможное: экономика может расти при снижении уровня загрязнения. И не просто расти, но и ставить рекорды: самый большой по масштабам ЕС рост ВВП шведы сочетают с самым низким уровнем выбросов углекислого газа и максимальным использованием возобновляемых источников энергии — около 50 процентов в целом по Швеции (в среднем по миру — около 20 процентов).

Переход общества на "зеленые" рельсы заметен во всем — от дизайна и архитектуры до коммунального хозяйства и транспорта. Постоянно куются новые технологии, призванные решить экологические и энергетические проблемы мира, обкатываются решения, которые станут стандартом в других странах лишь через годы. "Энергетически пассивные дома", бесшумные автобусы на биогазе, самоочищающиеся урны в городских парках, заправки для электромобилей и подземные очистные сооружения — когда заглядываешь за кулисы жизни Большого Стокгольма, кажется, что будущее уже наступило. Его визитная карточка — новый экологический район Хаммарбю Хестад, ставший эталоном в Европе.

Так выглядит схема экомодели, реализованной в стокгольмском квартале Хаммарбю Хестад. Ее цель - включить в экоцикл буквально каждого жителя этого района с тем, чтобы вдвое сократить потребление воды и энергии. Это притом, что шведы и без того бьют все рекорды экономии и экологии

Хаммарбю Хестад


Когда-то тут шумели ткацкие фабрики, потом построили нефтеналивной терминал — вся эта индустриализация закончилась тем, что лет 15 назад здесь раскинулась заброшенная промзона... Прежнее название района (Люньет) и вовсе стало нарицательным для обозначения городской клоаки, пусть и в весьма мягком шведском понимании слова. Словом, идея построить здесь город-сад стала вызовом.

Сейчас об индустриальном прошлом района мало что напоминает. Чистые формы стеклянных кубов, встающие из зарослей камыша, высаженных ландшафтными дизайнерами, извилистые тропинки на мостках через заливы и искусственные каналы, деревянные набережные с вечерней подсветкой, лебединые семейства, заглядывающие в окна,— этот район выглядит так, словно его только вчера встроили в живую природу.

Не секрет, что район получился очень дорогим именно за счет того, что здесь впервые в пилотном режиме использовали технологии, которые впоследствии стали применяться более широко. Речь, в частности, о концепции "пассивных домов". Под таким домом понимается здание, в идеале не берущее энергию "снаружи" в принципе, то есть вырабатывающее ее само. На 100 процентов энергетически независимых домов в массовом жилом строительстве пока нет, но в Хаммарбю Хестад удалось максимально приблизиться к идеалу. Каким образом? Во-первых, новые изоляционные материалы сокращают энергопотери до минимума. Во-вторых, эти дома сами "производят" энергию.

Электрозаправка в Хаммарбю Хестад. В Швеции не так много электромобилей, но страна привыкла мыслить на перспективу

Вот пример: нагретый людьми и бытовыми приборами воздух, выходя через вентиляцию, попадает в систему тепловых насосов, которые забирают у него лишние градусы и возвращают их в систему отопления дома. На крышах установлены солнечные батареи — они покрывают расход электричества в общих помещениях: на лестничных площадках и гаражах. А перед входом в каждый подъезд — экран, сообщающий жителям, какое количество энергии производят батареи на крыше их дома в настоящий момент. Террасы для пикников и барбекю на крышах покрыты слоем дерна. Дождевая вода, проходя через него, очищается и попадает в систему технического водопровода, после чего используется заново — для полива газонов или охлаждения тепловых насосов. А центральный вакуумный мусоропровод высасывает пакеты с раздельно собранным мусором со всего района в специальную камеру — отдельно пластик, отдельно стекло и металл.

Даже при строительстве детских городков (район изначально задумывали для молодых семей с детьми) обошлись без аляповатых детских "городков" из труб и качелей, вместо этого органично вписав в ландшафт систему игр. Так, можно поиграть в "классики", прыгая по камням на дне искусственного ручья. Или к ужасу случайного туриста раскачать пешеходный мост, подвешенный над водой на специальных пружинах.

В общем, инноваций в Хаммарбю Хестаде столько, что, пожалуй, одно их перечисление — это целая книга. Но главный эффект в том, что, попав в этот район, в нем хочется остаться сразу и безоговорочно.

Быстрая заправка автобусов биогазом, как и диспетчерская, расположена на крыше одного из стокгольмских домов


Глядя из Хаммарбю Хестада на скальный массив Хенриксдаль, сложно поверить, что внутри него — одни из крупнейших очистных сооружений Европы. Вот параметры: 300 тысяч квадратных метров пещер, 18 километров туннелей, 150 тысяч кубометров канализационной воды в сутки, перепад высот под скалой в 70 метров. Строить все это начали еще в 1930-е годы.

Помимо собственно очистки воды у этих сооружений есть еще одна функция — здесь производят биогаз из отходов канализации (см. схему). Из попадающей туда на первом этапе воды с помощью специальных машин изымаются все твердые фракции и посторонние предметы. Как объясняют здешние специалисты, "потребители очень креативны, когда речь идет о канализации". Музея найденных в канализации вещей на очистных сооружениях пока нет, но первичная проверка воды все равно необходима. Далее вода фильтруется от песка, который трамбуется и увозится для строительных нужд. Затем — химическая очистка от фосфора, после чего канализационная вода, наконец, попадает в бассейны для биологической очистки. Все, что оседает в процессе очистки, отправляется в "гнилые камеры". Там при определенной температуре бактерии "съедают" поступившее и в процессе своей жизнедеятельности производят метан, или биогаз.

На биогазе ходят городские автобусы, уборочная техника, а также немало частных машин. Он же используется на ряде ТЭЦ. Благодаря биогазу и этанолу Швеция уменьшила потребление нефти с 1990 года почти на 40 процентов, при том что автопарк вырос. Сюда же свозятся биологические отходы из крупных ресторанов, а вскоре начнется сбор пищевых отходов у домохозяйств. Муниципалитет уверяет, что на пакете картофельных очистков, точнее, на биогазе, который из него сделают, малолитражка может проехать 100 километров.

Система вакуумного мусоропровода в парке Mariatorget. На фото - камера, куда сходятся трубопроводы от всех урн в округе. В данный момент новый контейнер поднимается на замену заполненного

После цикла биологической очистки вода проходит через систему песчаных фильтров, где оседают последние частицы. Учитывается и то, что канализационная вода достаточно теплая за счет происходящих в ней процессов гниения: эти бесплатные градусы изымаются с помощью тепловых насосов. Полученное тепло идет на отопление самих очистных сооружений — иначе такое внушительное предприятие потребляло бы огромное количество энергии. На завершающей стадии уже очищенная и охлажденная вода через гигантскую воронку закачивается на большую глубину в Балтийское море.

Специфического запаха на станции практически нет — воздух проходит через систему озоновых фильтров. Комплекс постоянно расширяется и модернизируется — недавно были построены несколько пещер для приема и переработки в биогаз отработанного жира и масла из предприятий общепита. В будущем планируется постройка дополнительных фильтров, которые будут очищать воду от остатков лекарств и гормонов. Оказывается, проходя через человеческий организм и канализацию, эти химикаты сейчас частично минуют очистку и, попадая в море, приводят к генетическим мутациям у рыб.

За 1,5 часа экскурсии по залитым светом подземельям, наполненным ровным гулом машин, встречаешь лишь пару работников. Всего здесь работают человек 30, которые перемещаются по туннелям на велосипедах — прямо у входа служебная велопарковка. В ночное время станция работает в автоматическом режиме, без людей.

Что же касается производимого здесь биогаза, то одним из главных его потребителей является городской транспорт Стокгольма — трубопровод идет из скалы прямо в автобусное депо Седерхаллен через пролив.

Велопарковка служебных велосипедов для сотрудников очистных сооружений. Под землей на двигателе внутреннего сгорания далеко не уедешь

Городской транспорт


Всех, кто попадает в него первый раз, Стокгольм поражает чистотой воздуха. Одна из причин — самый масштабный в мире проект по переводу общественного транспорта на возобновляемое топливо: около 200 автобусов на биогазе и 500 на этаноле разъезжают по шведской столице. По плану муниципальной транспортной корпорации SL к 2020 году 100 процентов автобусного парка в Стокгольмском регионе должны работать на возобновляемом топливе.

Автобусное депо Седерхаллен, куда идет один из биогазопроводов из Хенриксдаля, неожиданно обнаруживается на крыше офисного здания почти в центре города — так дешевле аренда. Впрочем, не все подчиняется соображениям экономии — эти автобусы на биогазе, практически бесшумные и не выделяющие вредных выбросов, стали настоящим кошмаром для компании-оператора. Представитель компании Keolis, работающей с депо, с трудом скрывает досаду: из-за более сложного обслуживания и заправки автобусы на биогазе обходятся дороже дизельных — 4,5 кроны за километр пробега против 4 крон (соответственно 0,5 и 0,45 евро). Естественно, было бы удобнее и дешевле использовать уже проверенные технологии, однако таковы условия заказчика-муниципалитета — ежегодное увеличение парка экологически чистых автобусов и уменьшение зависимости от нефтепродуктов.

Хотя перевозчики и теряют прибыль, общество в целом выигрывает. Судите сами: создается более комфортная среда обитания, очищается воздух, уменьшаются расходы на лечение болезней органов дыхания и — что особо важно — создается особая инновационная среда, в которой прогресс становится правилом даже в таких консервативных сферах жизни, как автобусные перевозки. Наиболее перспективным для общественного транспорта признан именно биогаз, хотя еще недавно активно продвигался этанол, который производили из рапса, выращенного в том числе и в самой Швеции. Отказ от нефти — это стратегия энергетической политики в Швеции. По этой причине переход на альтернативные виды топлива поощряется и награждается: самый обычный гражданин, приобретая в личное пользование машину на биогазе или этаноле, может рассчитывать на премию до 3 тысяч евро, освобождение от ряда налогов, дешевое топливо и даже бесплатную парковку в Стокгольме.

В связи с перспективой появления массовых электромобилей начали создавать инфраструктуру и под них. Пока во всей Швеции всего около 500 электромашин (в основном выставочные и тестовые экземпляры), но в Стокгольме уже есть около 100 электрозаправок. Заправка будущего выглядит как зеленый столбик с светодиодом на парковке — трехфазный разъем позволяет "заправить" электромобиль за 30-40 минут. Муниципалитет принял решение, что к моменту начала конвейерного производства электромобилей вся инфраструктура в городе должны быть к этому готова. Хотя пока электромобиль рассматривается преимущественно как городской вид транспорта, ведется работа с тем, чтобы расширить его диапазон. Так, правительства Швеции и Норвегии начали совместный проект по адаптации трассы Стокгольм — Осло к электромобилям. Задача всех этих усилий — создание экологически и экономически устойчивого общества на основе замкнутого энергетического цикла, когда энергия не сжигается навсегда, а просто переходит из одного состояния в другое. Важнейшим элементом такого цикла является мусор.

А это - воздушный шлюз, который ведет в зал приема и переработки жира и пищевых отходов из ресторанов. Он расположен в подземных очистных сооружениях


Постоянно ускоряющаяся переработка природных ресурсов в мусор была основной приметой индустриальной экономики. До сих пор кадры тлеющих свалок до горизонта в странах третьего мира являются, пожалуй, одним из сильнейших аргументов радикальных экологов против научно-технического прогресса и развития технологий. Швеция ответила на это системой сортировки мусора, которую начала активно внедрять с середины 1970-х. Сейчас в каждой шведской семье есть 6-7 мусорных ведер, куда — совершенно добровольно — распределяются пластик, металл, бумага, стекло, картон...

Высокой сознательности потребителей удалось добиться не сразу. Зато сегодня большинство жителей страны знают, что из использованного пластика можно сделать новый 7 раз, после чего материал теряет свои свойства и идет на электростанцию для сжигания, тем самым возвращая энергию, затраченную на его производство. Еще более зримо другое последствие — благодаря сортировке свалки бытового мусора в Швеции исчезли как явление.

Что касается более крупных предметов, таких как бытовая техника, мебель, использованные стройматериалы, то они свозятся на специальные станции, где разбираются на ценные составные части, что, кстати, оплачивается самими производителями. Последние, таким образом, получают сырье, уже готовое к запуску в новый цикл производства. А для переработки красок, кислот и прочих опасных веществ создана другая система на базе заводов по переработке бытовой химии. Такие станции открыты в удобное нерабочее время и полностью бесплатны.

Новые решения апробируются и в отношении строительного мусора. Так, сейчас в Стокгольме постепенно сносится старый офисный комплекс — специальные машины "откусывают" куски от здания, которые тут же идут в переработку — в строительство нового здания на том же месте. Называется такой процесс не снос, а деконструкция. Таким образом, дом, стоявший на этом месте ранее, будет, по сути, переработан в новое здание.

Не забыли и про мусор из городских урн — он сразу идет на электростанции. Технологии его сбора тоже не стоят на месте — все большее распространение получают центральные вакуумные мусоропроводы. Одна из последних премьер такой системы состоялась на площади Марияторьет в центре Стокгольма, где расположен популярный парк — место для пикников и посиделок молодежи в летнее время. Несмотря на трехразовую очистку урн, они все время были переполнены, что служило причиной разгневанных писем в муниципалитет. Сейчас все 6 урн соединены под землей трубами, идущими в центральную камеру (на поверхности видна только труба вентиляционной шахты). Как только урна заполняется, она посылает сигнал в центральную камеру, которая под давлением засасывает мусор в контейнер. На скорости в 70 километров в час мусор прилетает в контейнер и спрессовывается. Когда же заполняется центральный контейнер, сигнал поступает в диспетчерскую, которая высылает мусороуборочную машину. Компания Envac, которая и разработала эту технологию, управляет 80 такими системами только в Стокгольме. Системы полностью автоматические: по сути, всего несколько дежурных обеспечивают чистоту в большой части Стокгольма.

Хотя изначальные инвестиции в строительство весьма высоки, тем не менее в перспективе такие системы выгодны: сейчас мусоровоз меняет контейнер в среднем один раз в неделю, хотя раньше урны приходилось менять три раза в день. Соответственно, меньше затрат топлива, меньше затрат на неквалифицированную работу, меньше шума для жителей окрестных домов — и пустые даже в разгар летнего сезона урны. И в этом случае кумулятивная общественная польза в конечном итоге перевешивает прямой экономический эффект.

Все свои высокие технологии в экологии Швеция активно экспортирует, понемногу улучшая жизнь людей в других странах. Но главный сдвиг — он в сознании: вслед за маленькой скандинавской страной показателем успеха и качества жизни постепенно становятся не золотые цепи и лимузины, а ответ на вопрос, как и где ты живешь.

Егор Путилов

Азия roadbook. Автостопом без гроша

Начало, в котором Степа и Рэббит используют билет в один конец и попадают в машину к турецкому маньяку

После двух полулегальных лет в Европе ощущение, что пора сменить картинку, становилось все более навязчивым до тех пор, пока не было принято решение оставить старушку и двинуться в Канаду. По паспортно-визовым причинам (на 28 страниц красного российского паспорта имелся всего лишь один штамп выезда из РФ) банально сесть на самолет и через несколько часов прилететь в Канаду было невозможно. Поэтому был выбран обходной путь через Евразию – Турция, Сирия, Иордания (с попытками получения иранской, пакистанской и индийской виз в этих странах), Иран, Пакистан, Индия, Бирма, Таиланд, Лаос, Китай, Гонконг и – дестинейшн.

Вылет произошел из небольшого деревенского аэропорта в Голландии, где пограничник, долго листав паспорта, решил, что так оно и должно быть – ни виз, ни отметок о пересечении границ. «Russia is in the European Union» – широко улыбаясь, сказали ему мы, взмокнув от холодного пота. «А, ну ладно тогда», – согласился он, шлепнув штамп выезда. Мы – это Степа и Рэббит. Мы молоды и красивы, у нас в карманах пустые паспорта РФ, 1000 долларов на двоих и билеты в Стамбул, а перед нами – свобода и азиатская бесконечность.

Турция начала настигать еще в самолете бюджетной компании Correndon – возникла турбулентность, а турецкие пилоты стояли в салоне, рассказывая друг другу анекдоты про авиакатастрофы и весело смеясь. «Черт, зайдите уже в кабину, идите управлять самолетом», – злобно шипел я, вцепившись в драные подлокотники качающегося самолета. Пилоты меж тем стали пить чай. Через открытую дверь кабины и ее стекла были видны разряды молний и какой-то самовар на панели управления. Через полтора часа ужаса мы начали падать. Под нами пронеслись какие-то пятиэтажки, возникла вдруг посадочная полоса, тряхнуло пару раз, и после короткого торможения самолет встал в гробовой тишине. Хлопать экипажу никто не стал.

Как только открылся люк самолета, мы вдохнули липкий, пропитанный маслом удушливый воздух Азии. Мы приземлились в аэропорту Сабиха Годжек. Это новый аэропорт, построенный специально для бюджетных компаний и расположенный довольно далеко от Стамбула. Отстояв очередь на паспортный контроль, мы купили визу-марку за 20 долларов, которая позволяла находиться в стране в течение трех месяцев, и пошли к выходу. Снаружи было неуютно. Стояла ночь. Вокруг были какие-то развалины и колючая проволока. Идти было некуда. Стало особенно грустно – мы покинули Европу, как думали, навсегда, простившись с друзьями и с ее прозрачным воздухом. Теперь эта жирная взвесь – наша судьба на ближайшие месяцы, а может, и больше. Здесь все было страшно, в темноте шарахались какие-то тени. Мы пошли по направлению к казавшимся обитаемыми строениям, но из ближайшей лачуги вылез человек, который замахал руками и закричал: «Ноу, ноу, милитари», показывая рукой на строения. Стало еще страшнее. В голове возникла картина, как военные, весело смеясь и попивая чай, расстреливают нас со своих вышек. В итоге мы просто разложили палатку в центре газона (единственное место, где была трава) рядом со входом в аэропорт и уснули.

На следующее утро Турция казалась уже не такой страшной, хотя и все равно довольно неприятной. Вокруг ходили черные люди в грязной одежде, от которых я чувствовал угрозу. Билет на автобус до Стамбула стоил сумасшедшие 20 турецких лир. Поэтому мы решили стопить. Это может казаться удивительным, ведь мы были сказочно богаты по местным меркам. Деньги, однако, были нам нужны в первую очередь для переплыва в Канаду, поэтому с самого начала путешествие должно было быть настолько дешевым и бесплатным, насколько возможно. Да, первый опыт азиатского стопа был особенно волнительным. «Турция – рай для автостопщика» – презумпция, повторявшаяся в каждом автостопном отчете про Ближний Восток, вселяла оптимизм. Первая же остановившаяся машина была такси. «Ноу такси, пара йок», – кричали мы, отгоняя машину. «Садитесь, парасыз», – улыбался таксист. «Вот он, наш первый хороший турецкий таксист», – умилялись мы, залезая в машину и запихивая рюкзаки. «А может, он нам сейчас предложит еду и вписку?» – мысленно облизывался я. Однако, набрав скорость, водитель повернулся к нам с подлым лицом, сложив пальцы щепотью и спросив: «Доллар, эуро, лира?» Мы забеспокоились. Как так? Мы же предупредили. «Пара йок», – решительно отрезал я.

Тогда водитель изобразил ладонью трубочку, став двигать ею у рта. «Чего-o??» Для устранения всех сомнений он показал себе между ног, а потом повторил жест, показав сначала на Степу, а потом на меня. Решительно отказавшись от предложения сделать ему минет в качестве оплаты, мы попросили остановить машину. Таксист, однако, набирал скорость, а лицо его стало еще подлее. Начал сбываться один из моих кошмарных снов про азиатское путешествие. Мы несемся в какие-то пески с сумасшедшим алчным водителем-гомосексуалистом на скорости в 150 км/ч. Да, в такие моменты действительно чувствуешь себя живым. Я открыл дверь, показывая, что мы сейчас выпрыгнем, без особой надежды, что это как-то остановит нашего психа. Плана Б не было, поэтому, что делать, если он не отреагирует, я не знал…

Кандидат в Евросоюз: минные поля и столица киберпанка

Глава первая, в которой герои убегают от цыганского табора и встречают скромного чиновника

Наверное, к разочарованию тех, кто ждал кровавой развязки, план А сработал: таксист притормозил машину, и мы вывалились на обочину пыльного шоссе.

Вообще надо сказать, что мы выглядели довольно неформально для этих широт – с кучей железа в разных частях лица и тела, что было необычно для мест, где мужчины ходят по улице в черных штанах и кургузых пиджаках, а женщины не ходят вообще. Ну а поскольку, как я писал, мы были молоды и красивы, то все это вместе иногда воспринималось неправильно.

Мы оказались посреди пустой трассы среди песков явно очень далеко не только от Стамбула, но и от аэропорта Сабиха Годжек. Солнце стояло в зените, было жарко и пыльно. Мы потащились по трассе назад в надежде найти пересечение с более оживленной дорогой, которое и было вскоре найдено. Местный «камаз» вез нас куда-то в Стамбул вроде бы «парасыз» и тоже улыбался. Впрочем, вопросов о деньгах или минете так и не возникло, и мы благополучно высадились где-то в стамбульских пригородах.

Вокруг было Южное Бутово, только без деревьев и желтого цвета, ездили дымящие дизелем старые «икарусы» и вообще было довольно живо. Деньги в аэропорту мы не меняли, поэтому были нужны местные новые турецкие лиры, как они официально стали называться, чтобы сесть в автобус и попасть в центр. Зачем – непонятно, но такой уж выработался рефлекс: в новом месте стремиться в центр, где должна наступить ясность. Долго я выбирал подходящего персонажа уличной суеты, чтобы узнать у него про обменник и прочие блага. Уличная толпа состояла в основном из черных старух с печеными лицами и деревенского вида мужиков в шароварах. Наконец появился офисного типа турок в белой рубашке – можно было надеяться, что он в целом адекватен и поймет, что нам нужно, даже если не говорит по-английски.

Обменника в Южном Бутове не было, но турок без малейших колебаний нашел выход из этого положения, вручив нам 10 лир «на автобус», дотащив до остановки и посадив в нужный автобус до центра. Это был европейский поступок в том смысле, что именно так поступили бы большинство европейцев в похожей ситуации за одним исключением – этот несомненно хороший и достойный во всех отношениях человек очень хотел нам понравиться. Мы впервые столкнулись с тем, что разделяет условно первый и условно третий мир – комплекс белого мистера из метрополии и «не совсем человека» с периферии.

Примерно то же самое, но в очень ослабленной форме, происходит при встречах московских жителей с провинциалами – плохо скрываемое торжество со стороны первых и желание угодить (или нахамить, что суть то же) со стороны вторых. Вот и здесь помимо сознательного контроля эго начало раздуваться, подкармливаемое ощущением внезапно приобретенной важности и величия. Хотя надо сказать, что к первому миру мы имели тогда весьма опосредованное отношение, поэтому все путешествие чувствовали себя немножко хлестаковыми – что нас принимают совсем не за тех, кто мы есть. Люди связывали с нами надежды о процветании своего бизнеса, переезде семьи в Европу, устройстве детей в престижные университеты на Западе, приобретении могущественных друзей «там» и так далее. В общем, трудно описать тот бред, который творился. Но все это будет потом, а сейчас я со Степой ехал в таком знакомом еще с детства «икарусе» по Южному Бутову, зажав в потном кулачке турецкую десятку.