Валерий Анатольевич Доскин. Развитие и воспитание детей в домах ребенка

  • 11. Оценить экг и показатели ЭхоКг при кардитах, впс, всд, миокардиодистрофии. Интерпретировать результаты функциональных и медикаментозных экг - проб.
  • 13. Назначить дифференцированное питание и режим с учётом наличия недостаточности кровообращения.
  • 15. Рассчитать дозу и разведение лекарственных средств (капотен, кордарон, нпвс, гкс, дигоксина).
  • 2. Цикл обучения «Неонатология в родильном доме»
  • 1. Установить психологический и речевой контакт с матерью и другими родственниками новорождённого ребёнка (см. V курс).
  • 3. Провести клиническое обследование новорождённого ребёнка, оценить показатели физического развития, морфо-функциональной зрелости (см. V курс).
  • 4. Оценить состояние новорождённого ребёнка по шкале в.Апгар.
  • 5. Оценить тяжесть дыхательной недостаточности у новорождённого по шкалам Сильвермана, Даунса (табл. 7, 8, 9).
  • 6. Провести и оценить результаты «пенного теста» Климентса (определение степени зрелости сурфактантной системы лёгких).
  • 7. Измерить и оценить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий, степень насыщения гемоглобина кислородом (SaO2) у новорожденных детей.
  • 8. Интерпретировать результаты рентгенологического обследования, клинических и биохимических анализов (см. V курс).
  • Заболевания лёгких.
  • Заболевания сердца.
  • Заболевания органов брюшной полости.
  • 9. Определить показания для проведения фототерапии и заменного переливания крови новорождённому.
  • Методика проведения зпк
  • 10. Поставить клинический диагноз согласно принятой классификации.
  • 12. Провести расчёт объёма и определить состав инфузионной терапии.
  • 10 Золотых правил, снижающих опасность внутривенных инфузий
  • Периоды инфузионной терапии у новорождённых.
  • 13. Провести внутривенное струйное и капельное вливание лекарственных веществ с помощью инфузионного насоса (инфузатора). Венепункция (флеботомия) у новорождённых детей.
  • 14. Катетеризировать мочевой пузырь и определить суточный и почасовой диурез (см. V курс).
  • 15. Определить режим тепла и влажности для новорождённого ребёнка в зависимости от степени зрелости и тяжести состояния.
  • 16. Назначить питание (энтеральное и парентеральное) и питьевой режим новорождённым в зависимости от степени зрелости и имеющейся патологии.
  • Аб­со­лют­ные по­ка­за­ния для па­рен­те­раль­но­го пи­та­ния:
  • От­но­си­тель­ные по­ка­за­ния:
  • Противопоказания для проведения парентерального питания:
  • 18. Рассчитать дозы и разведения лекарственных средств, применяемых для новорождённых (см. Литературу по фармакотерапии).
  • Лекарственные средства при лечении перинатальных
  • 19. Оформить медицинскую документацию.
  • 3. Цикл обучения «Патология новорождённых и недоношенных детей»
  • III. Настоящая беременность:
  • I. Оценка состояния ребёнка:
  • II. Показатели физического развития:
  • II. Расчёт количества молока для недоношенных детей.
  • II. Противопоказания:
  • III. Подготовка к проведению процедуры и техника выполнения:
  • IV. Механизм влияния сухой иммерсии на организм:
  • I. Рентгенография черепа.
  • II. Рентгенография шейного и др. Отделов позвоночника:
  • III. Рентгенография органов грудной клетки.
  • I. Показания:
  • III. Очистительные клизмы противопоказаны:
  • IV. Подготовка к проведению процедуры:
  • V. Техника постановки клизмы:
  • 4. Цикл обучения «Гематология»
  • Перечень обязательного минимума практических умений
  • 4. Выявить симптомы поражения органов гемопоэза при клиническом обследовании (осмотр, пальпация, перкуссия).
  • 5. Провести и оценить эндотелиальные пробы (жгута, щипка, баночная).
  • 13. Проведение лечебной иммобилизации при гемофилии.
  • 4. Выявить симптомы поражения органов гемопоэза при клиническом обследовании (осмотр, пальпация, перкуссия).
  • 5. Провести и оценить эндотелиальные пробы (жгута, щипка, баночная).
  • 6. Знать методику забора материала для лабораторных исследований (костномозговая пункция, взятие крови из вены). Костно-мозговая пункция:
  • 7. Определить группу крови.
  • Тарелку или белую пластинку делят на квадраты.
  • 8. Оценить результаты клинического и биохимического анализов крови.
  • 9. Оценить результаты исследования миелограммы, коагулограммы, осмотической стойкости эритроцитов,
  • 10. Оценить результаты рентгенологического исследования, ультразвукового сканирования, компьютерной томографии, магнитно-резонансного сканирования.
  • 11. Обосновать этиотропную, патогенетическую, посиндромную терапию с учётом возраста ребёнка; провести коррекцию питания (при оформлении истории болезни).
  • Апластический криз.
  • 13. Проведение лечебной иммобилизации при гемофилии.
  • 14. Переливание препаратов крови.
  • 15. Оформить медицинскую документацию.
  • 5. Цикл обучения «Нефрология»
  • 1. Установить психологический и речевой контакт с больными нефрологического профиля и их родственниками.
  • 9. Оценить ферменты мочи, электролиты, бактериурию.
  • 10. Оценить результаты провокационных проб (эритроцитарную, лейкоцитарную).
  • 11. Подготовить больного к ультразвуковому, рентгенологическому обследованию.
  • 12. Оценить результаты эхосонографии, рентгенологического, радиологического методов исследования мочевыделительной системы.
  • 13. Обосновать этиотропную, патогенетическую, посиндромную терапию, назначить режим, питание больного ребёнка (при оформлении истории болезни).
  • 1. Собрать и оценить генеалогический анамнез, анамнез жизни и болезни ребёнка.
  • 6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:
  • 4. Оценить нервно-психическое развитие (нпр) детей раннего возраста (см. Учебное пособие для 5 курса).
  • 5. Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.
  • 6. Знать методику внутривенного струйного и капельного введения инфузионных растворов; внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов.
  • 7. Удалить слизь из верхних дыхательных путей.
  • 8. Провести подачу увлажнённого кислорода с помощью банки Боброва, через носовые катетеры, маску, в кислородной палатке.
  • 9. Провести перкуссионный и вибрационный массаж.
  • 10. Применить компрессы на живот.
  • 11. Провести очистительные и лечебные клизмы.
  • 12. Провести газоотведение из кишечника.
  • 13. Обработать полость рта при кандидозном стоматите (молочнице).
  • 14. Провести забор кала для копрологического и микробиологического исследования. Оценить результаты исследования.
  • 15. Оценить нагрузочные пробы с глюкозой, д-ксилозой, лактозой у больных с синдромом нарушенного всасывания.
  • 16. Оценить температурные кривые у детей раннего возраста катетером.
  • 17. Применить физические методы охлаждения при лихорадке у детей.
  • 19. Знать методику взятия спинномозговой жидкости у ребёнка раннего возраста для лабораторного исследования.
  • 20. Оценить результаты рентгенологических, ультразвукового методов исследования.
  • 6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:

      Дата измерения.

      Возраст ребёнка.

      Результат каждого измерения в см или кг , а рядом с этими результатами в скобках – номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов.

      Общая оценка антропометрических данных – уровень физического развития, степень гармоничности развития (отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется).

    4. Оценить нервно-психическое развитие (нпр) детей раннего возраста (см. Учебное пособие для 5 курса).

    5. Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.

      Взятие крови проводят строго натощак.

      Работают с кровью в резиновых перчатках, маске, защитных очках и водонепроницаемом переднике. Для пункции используют иглу достаточно больших размеров с коротким срезом.

      Кожа над местом прокола обрабатывается спиртом.

      После высыхания кожи пунктируют периферическую вену. Взятие крови желательно производить без наложения жгута (сдавление конечности и травматичная пункция снижают точность исследо­вания). При недоступных венах допустимо кратковременное, не бо­лее 2 мин (только во время входа иглы в вену), наложение слабой перетяжки не более 30 мм рт. ст.

      Для биохимических исследований кровь берут шприцем и вводят без иг­лы в пробирку (шприц и пробирка с притертой пробкой должны быть сухими).

      Кровь на коагулограмму набирают в пробирки, содержащие антикоагулянт свободным током, перемешивая её с антикоагулянтом покачиванием или лёгким встряхиванием. Кровь должна быть исследована непосредственно после взятия, не позднее 3 ч, при условии хранения при температуре от +2 °С до +8 °С.

      Кровь на серологические исследования берут натощак из локтевой вены в стерильную пробирку в количестве 5-7 мл дважды через 10-14 дней; кровь на гепатит, ВИЧ-инфекцию – из вены в сухую центрифужную пробирку в количестве 5 мл.

      После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают ватку, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря (чтобы не образовалась гематома).

    6. Знать методику внутривенного струйного и капельного введения инфузионных растворов; внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов.

    Внутримышечные инъекции

      Ребёнка укладывают на живот.

      Выбирают зону для инъекции: верхне-наружные ква­нты ягодиц, область лопатки, мышцы бедра и плеча.

      Для детей до 7 лет используют иглы длиной 4-5 см.

      Кожу в месте инъекции слегка растягивают и, держа шприц перпендикулярно к коже, делают быстрый прокол.

      Чтобы жидкость более равномерно распространялась в толще мышцы, её вводят таким образом, что игла в ходе инъекций медленно вытягивается.

      Извлекают иглу строго вертикально, придерживая кожу ватным тампоном, смоченным спиртом.

    Внутривенное струйное введение лекарств

      Выбирают место инъекции (в раннем возрасте удобны под­кожные вены головы - височная, лобная, теменная). При необходимости пунктируются вены тыльной стороны кисти и стопы, на внутренней стороне лодыж­ки. В затруднительных ситуациях инъекция может быть сделана в любую поверхностно расположенную вену.

      Чтобы рельеф подкожных вен и продвижение иглы под кожей к вене хорошо просматривались, источник света дол­жен находиться слева.

      Шприц заполняют лекарственным раствором.

      Перед пункцией поверхностной вены головы место прокола освобождают от волос, кожу обрабатывают спиртом.

      В мо­мент венепункции и инъекции голову ребёнка фикси­руют.

      Чтобы в момент прокола вена не ускользала, её фиксируют большим и указательным пальцами ле­вой руки, слегка натягивая при этом кожу.

      В момент прокола иглу лучше держать срезом книзу, чтобы опасность сквозного прокола вены была меньшей. Направление иглы во время прокола соответствует току крови к сердцу; нельзя производить впрыскивание, встречное току венозной крови. Кожу прокалыва­ют под острым углом. В момент прокола вены игле придают почти параллельное с кожей положение.

      Прокол вены можно делать одной иглой, без шприца, или иглой, соединенной со шприцем, наполненным лекарственной жидкостью. При правильном введении иглы в вену из иглы начи­нают вытекать капли венозной крови или, если она соединена со шприцем, кровь проникает в содержимое шприца.

      Убедившись, что игла попала в вену, её продвигают примерно на 0,6 см глубже и медленно производят впрыскивание. При этом нужно внимательно следить за состоянием больного.

      После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают вату, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря, чтобы не образовалась гематома.

      Когда не удаётся пунктировать вену, прибегают к венесекции. Делают разрез длиной 1,5-2 см и осторожно тупой стороной пинцета отделяют от тканей вену, подводят под неё две кетгутовые лигатуры и нижнюю (дистальную) завязывают. Вену прокалыва­ют иглой или, сделав продольный разрез, вставляют в него зонд (или канюлю), закрепляя лигатурой.

    Внутривенное капельное введение лекарств

      Используют серийно выпускаемые аппараты или простое устройство, которое может быть смонтировано в каждом лечебном учреждении. Система состоит из флакона или ампулы с лекарственной жидкостью, капельницы, контрольной стеклянной трубки, канюли для соединения с иглой, иглы, соединительных рези­новых трубок, винтового или пружинного зажима.

      Инфузии производят из флаконов, в которых ле­карства хранятся. Флакон с лекарством укре­пляют вверх дном на штативе, примерно на высоте 1 метра над больным. Пробку флакона освобождают от металлического диска, обрабатывают спиртом, про­калывают короткой иглой и соединяют её муфту с системой для капельного вливания. Рядом с короткой иглой через пробку проталкивают длинную иглу так, чтобы конец её был выше уровня жидкости. Длинная игла обеспечивает подсос воздуха в ёмкость флакона и беспрепятственное опорожнение его. Все детали, из которых монтируется система для внутривенного вли­вания, должны быть стерильными. Для заполнения системы жидкостью опускают ка­пельницу ниже уровня флакона, придавая ей строго горизонтальное положение, и отпускают зажим. Когда жидкость начнёт выделяться через канюлю ровной струей, а в стеклянной трубке не будет видно пузырь­ков воздуха, вновь накладывают зажим и систему можно считать готовой к работе.

      Производят пункцию вены, фиксируют иглу к поверхности кожи и присоединяют к ней канюлю.

      Если уровень жидкости в капельнице слиш­ком высокий, удаляют из­лишек жидкости. Для этого на резиновую трубку выше капель­ницы на 2-3 см накладывают зажим и на участке между зажимом и капельницей прокалывают трубку стерильной иглой. Через неё шприцем осторожно вво­дят воздух, который вытесняет из капельницы из­лишек жидкости в нижнюю часть системы (в вену).

      Если уровень жидкости в капельнице недостаточен и его надо поднять, ниже и выше капельницы накла­дывают два зажима. Над капельницей прокалывают резиновую трубку одной стерильной иглой, а ниже ка­пельницы другой и вводят шприцем недостающее ко­личество жидкости (верхняя игла играет при этом роль воздухопровода).

      Фиксацию иглы осуществляют следующим образом. Под иглу, введённую в вену, подводят полоску лей­копластыря (шириной 2-3 см), которая охватывает иглу и концами приклеивается к коже. Над погружён­ной частью иглы, перпендикулярно ей, клеят полос­ку лейкопластыря шириной 2-3 см и длиной 6-8 см. Угол между иглой и кожей осторожно заполняют стерильными марлевыми салфетками, служащими для иглы опорой, которые удерживаются двумя длинными широкими полосками лейкопластыря. Для полной га­рантии муфта иглы фиксируется узкой полоской лей­копластыря поперёк иглы.

      Число капель в минуту для детей грудного возрас­та составляет 10-20, при необходимости увеличива­ется до 30-40.

    На предметы стала фиксировать взгляд с 1 месяца, держать голову с 2 месяцев, узнавать мать с 3 месяцев, сидеть с 8 месяцев, стоять с 11 месяцев. Гуление появилось с 3 месяцев, первые слоги стала произносить с 6 месяцев, первые слова стала говорить с 1 года, первые предложения стала составлять с 2 лет. Динамику нарастания массы и роста по месяцам мама не помнит. Прорезование зубов происходило в срок.В настоящее время вес девочки 22 кг, рост 120 см. Ребенок активен, общителен, любознателен. Ребенок посещает детский сад с 3 лет. К другим детям относится доброжелательно.

    Заключение о психомоторном и физическом развитии ребенка: физическое развитие выше среднего, гармоничное. Психомоторное развитие соответствовало возрасту ребенка на всех этапах развития.Сведения о профилактических прививках:

    БЦЖ сделана ребенку в роддоме на 4-ый день. Остальные профилактические прививки в соответствии с прививочным календарем. Побочных реакций на вакцинацию не было.

    Заключение: Прививки проведены по календарю. Пробы на туберкулез отрицательные

    Перенесенные заболевания: Болеет ОРВИ 5-7 раза в год, в 5 лет переболела ветряной оспой. В июне 2012 г. - пневмония, в августе был рецидив. С сентября 2012 г по 10 октября несколько перенесенных ОРВИ.

    Аллергических реакций на лекарственные препараты не наблюдалось. Гемотрансфузии не проводились. Эпидемический анамнез не отягощен.

    Жилищно-бытовые условия: Семья живет двухкомнатной квартире, площадью 42 кв.м., центрального отопления, хорошей вентиляции, умеренной влажности. В квартире проживают: двое взрослых и ребенок. За девочкой ухаживает мама. Ребенок имеет отдельную кровать и обеспечен всем необходимым бельем и игрушками. Купания и прогулки регулярные. Режим дня соблюдает, дневной сон 1-1,5 часа. Уровень культуры семьи средний.

    Генеалогический анамнез

    Настоящее состояние больного (status praesens)

    Общее состояние ребенка удовлетворительное, положение активное, сознание ясное, поведение ребенка спокойное.

    Кожа чистая, бледная, умеренной влажности. Сыпные элементы, шелушение, пигментации, острие, рубцы - отсутствуют. Волосяной покров на голове выражен умеренно, волосы мягкие, участков облысения не выявлено.

    Подкожно-жировой слой развит умеренно, равномерно. Тургор тканей сохранен, пастозность, отёки - отсутствуют.

    При осмотре лимфатических узлов пальпируются подчелюстные, подмышечные и паховые. Размеры около 0,5 см. Подчелюстные-одиночные, подмышечные и паховые - 3-4 в одном участке. Лимфатические узлы подвижные, не спаянные, эластичные, безболезненные.

    При осмотре костно-суставной и мышечной систем:

    Костный скелет развит соответственно возрасту, пропорциональный, симметричный. Форма головы округлая, выбуханий и западений не выявлено, роднички закрыты, патологии костных швов не выявленно.

    Грудная клетка цилиндрической формы, «рахитические чётки» отсутствуют, грудная клетка резистентная, выпячиваний и западений межреберных промежутков не выявлено, безболезненна при пальпации.

    Конечности пропорциональные, движение в суставах в полном объёме, безболезненное.

    Развитее и тонус мышц умеренные, соответствуют возрасту.

    Физическое развитее:

    Рост 120 см.

    Развитее выше среднего, гармоничное.

    Признаки поражения нервной системы не выявлены. Интеллект развит соответственно возрасту.

    Сердечно-сосудистая система. При осмотре область сердца не изменена, видимая пульсация сонных артерий «пляска каротид» - отсутствует. Верхушечный толчок пальпируется в 5-м межреберье на 1 см кнаружи от срединно-ключичной линии. Площадь 1х1 см. умеренной силы. АД 105 и 67. Пульс 92 уд/ мин, ритмичный, нормального напряжения, умеренного наполнения, симметричный на обеих конечностях.

    При перкуссии границы относительной сердечной тупости:

    Верхняя: 2- межреберье.

    Правая: на 2 см. кнутри от пр. парастернальной линии.

    Левая: 1 см кнаружи от лев. Срединно-ключичной линии.

    Границы абсолютной сердечной тупости:

    Верхняя: 3-е ребро.

    Правая: по левой стернальной линии.

    Левая: по левой срединно-ключичной линии.

    При аускультации: Тоны ясные, ритмичные в 5-ти точках аускультации, в точке Боткина-Эрба и на верхушке сердца выслушивается умеренный систолический шум.

    Дыхательная система. Носовое дыхание свободное, отделяемого из носа нет. Тип дыхания грудной. Тембр голоса высокий. ЧДД 21 в мин. Одышка отсутствует, вспомогательная мускулатура в акте дыхания не участвует, обе половины грудной клетки симметрично участвуют в акте дыхания, западений межреберных промежутков нет. Кашель не отмечается.

    При пальпации грудная клетка резистентная, голосовое дрожание одинаково с обеих сторон. Отёчности мягких тканей грудной клетки не выявлено.

    При сравнительной перкуссии ясный легочный звук над симметричными участками грудной клетки.

    При топографической перкуссии определены границы лёгких:

    Нижняя граница лёгких

    По срединно-ключичной линии: Справа-6 ребро

    По передней подмышечной линии: справа- 7 ребро, слева 7 ребро

    По средней подмышечной линии: справа - 8 ребро, слева- 8 ребро

    По задней подмышечной линии: справа- 9 ребро, слева-9 ребро

    По лопаточной линии: справа-10 ребро, слева-10 ребро

    По паравертебральной линии: на уровне остистого отростка 11-го грудного позвонка.

    При перкуссии внутригрудных лимфатических узлов патологических симптомов (Кораньи, Аркавина, чаши Философа) не выявленно.

    При аускультации дыхание жесткое, хрипы отсутствуют.

    Пищеварительная система.

    При осмотре слизистые полости рта розовые, чистые, язык слегка обложен белым налётом, отмечается умеренная гипертрофия миндалин, кровоточивость десен, кариозный налёт на зубах - отсутствуют. При осмотре живот нормальных размеров и формы, симметричный, расширения вен стенки живота не выявлено.

    При поверхностной пальпации: брюшная стенка мягкая, не напряжена, безболезненна, грыжевых выпячиваний и расхождений прямых мышц живота не выявлено.

    При глубокой пальпации: сигмовидная кишка безболезненная, поверхность её гладкая, ширина 1,5 см., мягкая подвижная. Слепая кишка безболезненная ширина 3 см., поверхность гладкая. Поперечно-ободочная кишка на уровне пупка, безболезненная, мягкая.

    При пальпации печени: печень не выступает за край реберной дуги, безболезненная, мягкая, край острый.

    Поджелудочная железа не пальпируется.

    Патологических симптомов поражения желудка, поджелудочной железы, желчного пузыря- не выявлено.

    При перкуссии печени определенны размеры:

    1-й 9 см. 2-й 7 см. 3-й 6 см.

    Наличие свободной жидкости в брюшной полоти не выявлено.

    Стул оформленный, без патологических примесей и крови.

    Мочевыделительная система. При осмотре изменений области почек не выявлено. Отёки, расчесы, кровоизлияния асимметрия почек отсутствуют.

    При пальпации почки не пальпируются, в мочеточниковых точках и в болевых зонах почек болей не отмечалось. Мочевой пузырь не выпячивает над лоном.

    Мочеиспускание свободное. Расстройств мочеиспускания не отмечено. Частота мочеиспусканий 7 раз в сутки.

    Эндокринная система. Наличие расстройств роста не выявлено. При пальпации щитовидной железы поверхность гладкая, консистенция мягкая, безболезненная. Глазные симптомы отрицательные.

    Половое развитее m1 p1

    Представляет собой совокупность информации, которую врач получает посредством расспроса больного и его ближайшего круга общения на присутствие наследственной болезни.

    Существует несколько этапов, которые составляют процесс генеалогического анамнеза. Во-первых, происходит установление природы болезни. Предположение о характере патологии основывается на проявлении болезни у родственников больного. Во время опроса нельзя ограничиваться только получением данных и присутствии в семье подобной патологии.

    Это очень важно для патологий с поражением сразу нескольких органов и систем. К примеру, миотоническая дистрофия считается частой наследственной патологией, которая характеризуется миотоническим феноменом, катарактой, нарушениями в работе эндокринной системы и другими проявлениями. Но иногда единственным симптомом заболевания становится нарушение проводимости сердца. Диагностика перечисленных признаков у кого-либо из родственников дает возможность подозревать семейный характер болезни и предпринимать меры с целью подтверждения наследственного характера.

    Это важно!

    Часто для подтверждения информации генеалогического анамнеза может применяться анкетирование. Основной фактор успеха — это особые перечень вопросов в анкете, их доступность для людей, не имеющих специального медицинского образования.

    Становится важно организовать личное обследование ближайших родственников пациента, а для более детальной оценки — других членов семьи. В случае необходимости полученные данные дополняются результатами лабораторных и инструментальных методов диагностики.

    Сбор данных анамнеза

    При формировании генеалогического анамнеза врач должен использовать только источники достоверной информации, например, документацию, архивные данные и т.п.

    Производится сбор сведений о здоровье родственников пациента, об их хронических патологиях, причинах смертности кровных родственников. В процессе сбора этой информации необходимо следовать следующим правилам: собирать данные о трех и более поколениях и фиксировать только точные сведения в независимости от их нозологической формы.

    Выясняется также состояние здоровья родителей, в особенности матери и много внимания уделяется наличию хронических заболеваний и его рецидивам при беременности. Также требуется фиксировать случаи спонтанных абортов или мертворождения, раннюю смерть ребенка, потому что это часто случается при воздействии на организм мутантных генов.

    При составлении родословном родственники из одного поколения находятся на одной горизонтали:

    • Пробанд, его родные сестры и братья.
    • Родители пациента.
    • Дяди и тети пациента.
    • Двоюродные сестры и братья.
    • Поколение бабушек и дедушек пациента по линиям отца и матери.
    • Прадеды, прабабки, а также их дети.

    Это важно!

    В родословной должна содержаться информация о родственных связях в семье, о количестве родственников в каждом из поколений, об их здоровье и причине смерти. Полностью составленная родословная подвергается анализу и решается вопрос об установлении наследственного характера патологии. Если в родословной фиксируется наследование конкретной болезни, то все больные одинаково отмечаются.

    Если по результатам генеалогического анамнеза родословной было выявлено генетически обусловленное заболевание, то производится расчет индекса отягощенности с помощью специальной формулы, когда количество заболевших родственников делится на общее количество родственников, входящих в родословную. К примеру, если количество заболевших родственников — шесть человек, а общее число родственников в родословной — двенадцать человек, то индекс отягощенности будет равняться 0,5. Высокий индекс отягощенности — более 0,7.

    Прочитайте:
    1. A) оценке биологического, генеалогического и социального анамнеза
    2. An. morbi Со слов родителей, около 6 месяцев назад мальчик упал с велосипеда, ударился правым коленом, появилась боль в
    3. X группа – жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей.
    4. Аккомодация. Возрастные изменения аккомодации. Острота зрения, ее изменение с возрастом. Оценка остроты зрения.
    5. Акселерация. Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка.
    6. Атопический дерматит. Определение. Этиология. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Уход. Диетотерапия. Организация быта больного ребенка.

    Оценка генеалогического анамнеза (ГА) производится путем составления родословной семьи ребенка, учитывая сведения о трех (лучше четырех) поколениях, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национально­сти, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, со­стоянии здоровья, причинах смерти. Анализ генеалогического древа проводится для выявления генных и хромосомных наследственных заболева­ний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недоста­точность и др.), количественной и качественной оценки отягощенности анамнеза с выявлением предрасполо­женности к тем или иным заболеваниям. При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправ­ленность, если в поколениях родословной выявлены хронические забо­левания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболева­ния разных органов и систем.

    Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность, роды, ранний неонатальный, поздний неонатальный и последующее детство. В период беременности выясняют сведения раздельно о течение первой и второй поло­вины беременности: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессио­нальные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирус­ные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
    В родах и первые 7 дней выясняют – характер течения родов (длительный безвод­ный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, опе­ративное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ре­бенка и матери при выписке из родильного дома. В течение первого месяца продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорож­денного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
    В период детства имеют значение повторные острые инфекционные заболева­ния, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (ги­потрофия, паратрофия), диатезы. БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно-благополучный, если выявлены фак­торы риска в одном из периодов онтогенеза. БА - неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

    Социальный анамнез представляет собой совокупность данных об образовании родителей, их месте и условиях работы, а также данные о месте и условиях жизни и другие данные, необходимые медицинскому работнику в той или иной ситуации. Этот вид анамнеза дает возможность оценить развитие ребенка, не отрываясь от контекста жизни семьи, в которой растет малыш.

    Бытовой анамнез

    Живет в центре города, в двух комнатной квартире с матерью. Ночной сон составляет 10ч. Питание 4 раза в день. Прогулки 1-3 часа в день. Вредные привычки: курит с *** года. В данный момент выкуривает до 4х сигарет в день.

    Эпидемиологический анамнез.

    Профилактические прививки проводились по календарю. Гепатит, туберкулез отрицает, выездов за границу не было.

    Акушерско-гинекологический анамнез.

    Первая менструация в 13 лет. Цикл установился сразу по 27-29 дней, задержек не было.

    Аллергический анамнез.

    Имеет аллергическую реакцию на антибиотики группы пенициллинов и сульфаниламидных препаратов. В анамнезе были аллергические реакции по типу отека Квинке.

    Генеалогический анамнез.

    Родословная.

    II-2 страдает от вазоматорного ренита с 25 лет. Данных о заболеваний у других родственников нет.

    Вывод: Не прослеживается связь между отдельными нозологиями в поколениях.

    Заключение: При опросе и анализе родословной больной наследственных заболеваний и предрасположенностей не выявлено.

    Объективное исследование больного.

    Обследование кожных покровов.

    Осмотр. При осмотре кожа телесного цвета чистая.

    Пальпация. При пальпации кожа умеренной влажности теплая эластичная. Растяжимость кожных покровов на внутренней поверхности 2 см. Манжеточная проба отрицательная, проба Лидде -Канчеловаского- Румпиля отрицательная. Симптом щипка отрицательный, молоточковый симптом отрицательный. Дермографизм появляется после проведения по коже пальцем спустя 20 секунд, в виде полоски красного цвета. Время исчезновения дермографизма через 2 минуты 30 секунд.

    Обследование подкожно-жировой клетчатки

    При осмотре подкожно-жировая клетчатка распределена равномерное, степень развития достаточная

    Пальпация.

    При пальпации подкожно-жировая клетчатка плотно эластичной консистенции участки болезненности отсутствуют. Толщина на уровне пупка 1 см, лопаток 0,9 см, тыльной стороне плеча 0,9, на внутренней поверхности бедра 1 см.

    Пальпация периферических лимфатических узлов.

    При пальпации затылочные, околоушные, подбородочные, шейные передние и задние, надключичные и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые и подколенные лимфатические узлы не пальпируются. Подчелюстные - единичные, мягкие, эластичные, безболезненные, подвижные, не спаянные с окружающей клетчаткой.

    Обследование костно-мышечной системы.

    Оценка мышечной системы.

    Осмотр. При осмотре мышечная масса выражена достаточно, развита симметрично. Тонус мышц в норме. Активные движения без ограничений, сила мышц достаточная, участков болезненности нет

    Оценка костной системы.

    Осмотр. При осмотре форма головы округлая, окружность головы 52 см. Форма грудной клетки в виде ученного конуса симметрична, эпигастральный угол равен 90 градусам, окружность грудной клетки 80 см. Физиологические изгибы позвоночника сформированы, высота стояния плеч и лопаток одинакова, треугольники талии симметричны, форма стоп сводчатая. При осмотре суставов деформаций не обнаружено, активные и пассивные движения в полном объеме.