Ранняя детская нервность. Причины детской нервности и ее проявления

Страшное название… Ранняя детская нервность. Давайте разбираться поэтапно, что же это такое, как воспитывать такого малыша?В качестве синонима синдрома ранней детской нервности выступает невропатия.

Данный синдром характеризуется повышенной нервной чувствительностью плюс ослабленное здоровье малыша.

Синдром ранней детской нервности выставляет невролог либо психоневролог в период до пяти лет включительно.

Признаки

В данный синдром входят следующие ключевые признаки:

  1. Неустойчивость эмоциональной сферы. Проявляется в бурном реагировании, которое с легкостью возникает; плач, беспокойство. Настроение колеблется в течение дня.
  2. Проблемный сон. Малыш с трудом засыпает. В одной стороны, сон чуток, ребенок просыпается среди ночи. С другой, сон, наоборот, очень глубок, ребенок имеет непроизвольное мочеиспускание. Часто плохое настроение и состояние после сна, присутствует капризность, раздражительность. Бывает, что детки до двух – трех лет отказываются от дневного сна.
  3. Нарушения пищевого поведения. Желание питаться снижено, «селективность» продуктов питания. Увеличенный рвотный рефлекс, когда рвоту вызывает, к примеру, субъективно противная по вкусу еда.
  4. Малыш утомляется сильнее при шуме и в состоянии психической напряженности. В таких ситуациях ребенок рассеян, вял и раздражен одновременно. Например, ситуации большого количества людей, парк отдыха, детские площадки, цирк, театр. Даже, когда домой приходят гости! Очень распространено, что малыш хочет попасть в данные ситуации, но по итогу – слезы, раздражение, усталость.
  5. Также у таких деток имеются особенности здоровья. Чаще всего сниженное артериальное давление, головокружения, головные боли, озноб, потливость, метеочувствительность. Также характерны боли в животе, расстройства стула на нервной почве, аллергии, нейродермиты (именно реакция на стрессовую ситуацию), астма, предрасположенность к ангинам, аденоиды. Верхние дыхательные пути подвержены заболеваниям (можно проследить четкую связь со стрессом).
  6. Вероятны нервные тики, заикания, недержание мочи или кала, как у грудного ребенка, так и у детей старше.

Наверное, как вы уже поняли, что детки с синдромом ранней детской нервности – это детки с невероятно повышенной чувствительностью. Обычные для других детей ситуации, для детей с невропатией являются чрезмерными. Такая повышенная чувствительность проявляется даже в коже.

Часто малыши с синдромом ранней детской нервности не охотно принимают ванную, не разрешают расчесывать, мыть волосы, жалуются на «кусачие» вещи.

Ребенок с синдромом ранней детской нервностью может иметь опережающее развитие в интеллектуальной и речевой сферах. Это является последствием сверхактивности нервной системы грудного ребенка. Немного позже такой малыш имеет большой словарный запас, как правило, может рано научится читать.

Признаки невропатии можно увидеть уже у младенца – они имеют беспокойный сон, вздрагивают при малейшем шуме, часто срыгивают еду, имеют метеоризм и колики.
К первому году признаки становятся заметнее, достигают своего пика к двум – трем годам. К пяти годам идут на спад, к десяти почти исчезают, по причине того, что нервная система почти дозрела.

Факторы синдрома

Хочу отметить, признаки, которые я описала выше, могут проявляться отчасти или же в совокупности (когда синдром ранней детской нервности имеет выраженность).

Сейчас следует ознакомиться с факторами, которые имеют влияние на появление у малыша синдрома ранней детской нервности:

  1. Наследственность.
  2. Осложнения в ходе беременности (токсикоз, повышенное давление).
    Стрессовые ситуации при беременности.
  3. Теперь стоит обсудить рекомендации, если в вашей семье растет ребенок с синдромом невропатия?
  4. В первую очередь создаем в жизни ребеночка «охранительный режим». Он должен длиться до пяти летнего возраста, этого времени достаточно, чтобы нервная система укрепилась. Сюда входят такие показатели, как спокойное общение в кругу семьи, уменьшение бытовых шумов (беседы окружающих людей, звуки телевизора, музыка), разумное ограничение контактов и будоражащих впечатлений (гости, парки, цирки и т.д.).
  5. Следует много времени уделять уединенным прогулкам на свежем воздухе в паре мама — малыш (любая родительско — детская пара).
  6. Вторая половина дня ориентирована только на спокойные игры (рисуйте, читайте книжки, играйте с водой, глиной). Вторая половина дня должна проводиться с уравновешенным взрослым (тот, кто спокойно говорит, более терпелив и т.п.).
  7. Не стоит делать упор на развитие интеллектуальных навыков и способностей ребеночка, с синдромом ранней детской нервности стоит обратить свое внимание на развитие эмоциональной сферы малыша. Учитесь узнавать и называть эмоции, как себя самого, так и окружающих; учитесь рисовать и с помощью рисунка выражать эмоциональное состояние; учитесь отзывчивости.
  8. Важно выработать ритуал засыпания. Ритуалы снимут возбуждение, расслабят такого ребеночка, помогут ему уснуть. Это могут быть гигиенические процедуры в определенном порядке, чтение перед сном, расслабляющая, спокойная музыка, нежные поглаживания и легкий «мамин» массаж перед сном.
  9. Не рекомендуется кормление малыша через силу. Вы добьетесь лишь фиксации негативного отношения к еде. Можете сами представить последствия. В помощь вам красивое и интересное оформление пищи, увеличьте ее притягательность. Предложите малышу еду, которую он принимает. Но позаботьтесь о предотвращении запоров. Они часты у таких деток из-за проблем с питанием. Для восстановления стула предложите овощи, фрукты, настои сухофруктов.
  10. Нередок у детей с невропатией и детский онанизм. Если вы заметили, что ребенок онанирует, не стоит сразу кричать, плакать, бить по рукам. Ваша тревожность зафиксирует внимание на этих пока еще неосознанных действиях. Часто мастурбация у маленьких детей – это способ снять эмоциональное и физическое напряжение. Вы должны наладить эмоциональный контакт, поощряйте отзывчивость и искренность, показывайте свое доверие. Так же рекомендуются вечерние прогулки, разговоры с мамой – папой, и купание перед сном.
  11. Обратите ваше внимание, в ситуации истерики не стоит воспитывать малыша. В состоянии охвативших его эмоций, он вовсе не поймет, что вы от него хотите. Только после полного успокоения вашего малыша, спокойно поговорите с ним. Я подчеркиваю, спокойно. Часто плач – это разрядка, он носит позитивную функцию. Если плач – это манипуляция, не закрепляйте данное поведение своим вниманием.

Детский сад. Как быть?

Детский сад для ребенка — невропата – это чрезмерная нагрузка для «несильных» нервов.

Раздражители, такие как неприятная пища, сильный шум, новые люди и вещи вызывают у ребенка раздражение, плаксивость, проблемы с засыпанием, ребенок попросту отказывается ходить в садик.

В период адаптации к саду, у детей с синдромом невропатия снижается состояние общего здоровья. В некоторых случаях малыш продолжительно и сильно болеет.

В лучшем случае отложить поступление в детский сад до пяти летнего возраста. За этот период, как я уже отмечала, нервная система укрепится. У ребенка будет еще один год, чтобы влиться в детский коллектив, в общество.

Если не все выше перечисленные признаки отмечаются у вашего ребенка, они имеют небольшую выраженность, можно попытаться отдать в садик немного раньше, чем в пять лет.

Привыкание у детей — невропатов займет больше времени, чем у других людей. Также это потребует внимательного отношения со стороны взрослых.

  1. Родителям следует осведомить воспитателей в детском саду о свойствах реагирования вашего ребенка. Воспитатель должен дать возможность малышу переключится с активных игр на обычный ритм ребенка: поиграть самому, отвлечься.
  2. Попросить не кормить ребенка насильно.
  3. Рекомендуется забирать малыша пораньше.
  4. После группы необходимо час – два активно поиграть на свежем воздухе, чтобы ребенок снял напряжение.
  5. Вечернее время – спокойное время в дружественной обстановки. Не «напрягайте» малыша, он и так слишком утомлен.

Важно знать «правила» воспитания в семье.

Мы уже говорили про «охранительный режим». Он вовсе не означает сверхопеку.

Синдром ранней детской нервности требует специального отношения к ребенку. Следует учитывать эмоциональную, поведенческую сферы, но, и не забывайте, про физическое здоровье.

  1. Следует отказаться от таких средств воспитания как угрозы, моральные осуждения (частые), физические наказания вообще недопустимы. Следует подкреплять желаемое поведение с помощью доброты, ласки. Поощряйте совместной деятельностью (игры, творчество, познание).
  2. Руководствуйтесь последовательностью и терпением, когда требуете что-нибудь от малыша. Ваши требования должны опираться на возможности ребенка, а не на ваши желания. Это помогает снятию тревожности.
  3. В процессе воспитания вы как семья должны быть сплоченными. Противоречия в вопросах воспитания увеличивают напряженность в чувствах ребенка.

Не бойтесь проконсультироваться с детскими специалистами: психоневрологом, психологом, неврологом. Они порекомендуют нужные средства и проконсультируют по тревожащим вас вопросам.

В наше время участились случаи заболевания невропатией детей дошкольного возраста. Даже, в возрасте до трех лет дети бывают агрессивными, импульсивными, непослушными и истеричными. Родители обращаются к специалистам неврологам, невропатологам и психиатрам. Давайте разберемся в этом явлении, почему происходят случаи невропатии у детей . Большинство родителей хотят знать, какие изменения произошли в психике их чада. Но дело в том, что болезнь была вызвана больше поведением самих родителей и она появилась не на ровном месте. В семье происходят какие-то неблагоприятные для нормального развития ребенка ситуации, и значит меняться в первую очередь нужно самим родителям.

Истерические проявления в поведении ребенка могут быть вызваны также определенными процессами, происходящими еще в утробе матери. Беременным женщинам нельзя волноваться. И если, в период вынашивания ребенка женщина подвергается постоянным стрессам, то это может, впоследствии отразиться на психике малыша. И ребенок будет легко подвергаться испугу, по крайней мере, в первый год своей жизни. В наше время высоких технологий получить информацию о правильном вынашивании беременности не является проблемой, но почему-то мало кто пользуется рекомендациями специалистов. Дети до трех лет, мамы которых постоянно испытывали тревогу и стресс, находятся в группе риска . У них могу развиться такие вредные привычки, как сосание пальца, обгрызание ногтей, энурез (здесь можно почитать о , онанизм, выдергивание волос. У ребенка, находящегося в утробе матери, если мама постоянно подвергается стрессу и волнению, может быть ослаблена психо-соматическая система и развиться невропатия, которая в последствии будет проявляться следующим образом :

1. В виде эмоциональной неустойчивости, то есть малыш будет часто капризничать, испытывать постоянные беспричинные страхи и волнения, невозможно быстро переключить его внимание на какой-нибудь другой предмет.

2. Нервная система не в состоянии регулировать работу внутренних органов, из-за этого рано развивается вегето-сосудистая дистония. При этом дети склонны к обморокам, у них может затрудниться дыхание, малыш может посинеть при крике, у него происходят расстройства желудочно-кишечного тракта, а также расстройства мочеиспускания. Ребенок еще может испытывать тошноту, различные страхи, чувство тревоги, боли в области пупка.

3. Иной раз родители радуются тому, что их ребенок очень активный. Уже 22-23 часа ночи, а он до сих пор не хочет спать. Это является тревожным сигналом и говорит о том, что нервная система ребенка находится в опасности. Ребенок постоянно в перевозбужденном состоянии и от этого организм не отдыхает должным образом. При невропатии у детей происходит нарушение сна - то ребенок спит слишком много, то слишком мало. Страдающие невропатией дети часто отказываются от дневного сна, а ночью часто просыпаются, кричат во сне и, даже, могут быть подвержены лунатизму.

4. При невропатии у детей из-за ослабленной нервной системы происходят частые заболевания ОРВ и ОРЗ. Из-за нервного расстройства повышается чувствительность слизистой оболочки носа, поэтому дети становятся более подвержены аллергиям и простудным заболеваниям .

5. При развитии невропатии у ребенка происходит некое ослабление функций головного мозга. Малыш плохо переносит яркий свет, шум, духоту, а также перемену погоды.

Значит, в развитии невропатии у детей основными виновниками являются родители. Нужно следить за своим здоровьем беременным женщинам, мужьям стараться сохранить благоприятную обстановку в семье. Если, родившийся малыш находится в группе риска, родителям нужно уделять ребенку больше времени, изменить методы общения с ним, участвовать в развитии ребенка, применять различные развивающие методы, игры. Если есть необходимость, обратиться к специалисту, который поможет решить проблемы, возникшие с ребенком, в индивидуальном порядке.

Детская нервность обусловлена как биологическими, так и микросоциаль-ными причинами, но чаще всего их сочетанием. Биологические причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.

Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она, досадна или, еще того хуже, воспринимается женщиной как катастрофа и неприемлема для мужчины, будущего отца.

Приведем несколько возможных ситуаций, способствующих неблагоприятному течению беременности.

1. Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он категорически против рождения ребенка. Решилась: «Буду ждать ребенка». Но беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла на нее. Позже отец полюбит ребенка, полюбит ребенка и бабушка по отцу, издергавшая невестку в период беременности ссорами и упреками. Однако зло уже свершилось – в семье растет невропатичный, трудный ребенок. Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребенка, ее страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывая тягостные переживания беременной, сказываются на состоянии и развития плода. Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в любви и согласии, красивы, уверенны в себе и оптимистичны.

2. А вот другая житейская ситуация. Любовь, заявление о желании вступить в брак и начало половой жизни до его заключения. Но свадьба, счастливая и волнующая, состоялась, когда у будущей матери шел второй месяц беременности. Приготовления, гости, три дня шумного веселья. Поздравления, обилие впечатлений. Гости курили, облако сигаретного дыма окутывало невесту фатой, она пригубила бокал шампанского. Затем поездка по городам и на море, новые встречи, новые поздравления. А в это время происходит закладка сердца, нервной системы и органов чувств плода. Эмоциональный же стресс сопровождается выбросом гормонов тревоги в кровь матери, через пуповину они поступают к плоду, что небезразлично для него. На 5-м месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6-7 месяцев плод реагирует на резкое изменение положения тела матери, спокоен, если не взволнована беременная. Следовательно, если будущая мать много нервничает, возникает риск появления на свет ребенка с врожденной нервностью – невропатией. По наблюдениям врачей, у 63,2 % матерей детей-невропатов отмечались тяжелые потрясения во время беременности.


Женщина страдает хроническим тонзиллитом, холециститом, у нее кариес зубов, пиелонефрит. Она легкомысленно не подготовилась к беременности, так как беременность “застала ее врасплох”. Лечиться теперь? Но лекарства, боли и страх, испытываемые при стоматологических или ЛОР-процедурах, противопоказаны при беременности. В первые месяцы беременности не следует принимать лекарства без жизненных на то показаний. Лекарства способны накапливаться в тканях и органах плода, и отрицательные последствия их воздействия могут сказаться через многие годы. Не лечиться? Но это еще хуже. Вследствии интоксикации при очаге инфекции у беременной буквально отравляется плод.

Если беременная женщина проводит девять чрезвычайно важных месяцев в своей жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод развивается в условиях кислородного голодания - гипоксии. В результате ребенок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями.

Если беременность протекала неблагоприятно и ребенок родился слабым, осложненным окажется не только период новорожденности - первый месяц жизни, не только первый год жизни. Будут осложнены воспитание, формирование характера, личности в целом. Слабый ребенок беспокоен, у него плохой аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребенка формируется трудный характер. Ребенок уже окреп, но остается по-прежнему не в меру требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманиться, покапризничает. Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.

Еще одна из частых причин появления детской нервности – это подавление темперамента ребенка. В классическом варианте темперамент - проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982). Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования - темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик - сангвиник - флегматик». В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик - как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник - как среднее двух характеристик.

Характеры, вытекающие из темперамента, особенно наглядно проявляются при преодолении экстремальных обстоятельств, когда их носители, действуя по-разному, эффективно разрешают общую задачу. Родителей по той или иной причине «не устраивает» темперамент ребенка, и они пробуют изменить его, «улучшить». Особенно часто это происходит тогда, когда, например, стремительность ребенка-сангвиника раздражает флегматичную мать или, наоборот, когда мать имеет сангвинистический темперамент, а ребенок – флегматик. В таких случаях холерика хотят видеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным и быстрым.

К микросоциальным причинам детской нервности или трудности традиционно относят неблагоприятные условия жизни ребенка. Говоря о неблагоприятных условиях жизни ребенка, следует, прежде всего, иметь ввиду неприятие его родителями; отсутствие в семье отца, особенно когда оно остро переживается ребенком; злоупотребление отца алкоголем, как правило, сопровождающееся конфликтным поведением отца, ссорами в семье, исключением отца из процесса воспитания; хроническую конфликтную ситуацию в семье. Взрослые должны помнить, что все это отражается на ребенке. Его интересы страдают более всего, его воспитание тяжело и нередко необратимо нарушается. Ребенок переживает, он морально подавлен, невротизируется, нередко замыкается в себе, ведет себя негативно. Его темперамент подавляется целиком, или заостряются одни его черты при подавлении других, у него формируется трудный характер.

Как это ни парадоксально, трудное детство и у ребенка, которого любят, если на нем фиксируются, им живут, обволакивая его вниманием, удушая чрезмерной заботливостью. Его неистово ревнуют к другим взрослым, не оставляя ни на миг наедине с самим собой. Ребенок в подобных случаях не взрослеет вовремя, или, напротив, взрослеет преждевременно. Подобная любовь тяготит его. Ребенку не по силам роль “смысла жизни”, “якоря” для взрослого человека. Ответственность не по возрасту за другого, замыкание на одном человеке, сужение мира общения ребенка, ситуация “сиамских близнецов”, когда в роли одного из них выступает мать или бабушка, нередко ведут к неврозу.

Теперь посмотрим формирование представлений о том, что “можно” и что “нельзя”. “Можно” и “нельзя” возникает как реакция на “хочу”. “Хочу” - важная проблема. Пожалуй, вокруг удовлетворения или отказа в “хочу” и концентрируется процесс воспитания. Из “хочу” вырастают притязания человека. На достижение “хочу” направлен темперамент. “Хочу”, как и “не хочу”, возникает уже до года. Именно из “хочу” рождается проблема “нельзя” и “можно”, из “не хочу” - сверхпроблема “надо”. От путей ее разрешения на первом году жизни и до 5 лет во многом и чаще всего зависит, каким станет человек - социально благополучным или эгоистом, трудным. Здесь же корни нервности - от ее первых проявлений до невроза, психосоматических состояний.

Еще одной из ведущих причин детской нервности или трудности является задержка умственного развития детей. Эта причина - самое огорчительное и обидное открытие для родителей, которое порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда - разлад и омрачает отношения как между родителями, так и между ними и ребенком вплоть до неприятия его с решительным высказыванием: “У нас в роду были всякие, но дураков не было ”. Дети, желая как можно больнее унизить такого ребенка, называют его, своего сверстника дураком, а то и пишут на стене “Коля дурак ”. И нет ничего обиднее этого для нашего Коли. Ребенку с задержкой умственного развития становится трудно и неуютно уже в детском саду. Все дети идут направо, а он - налево. Всем почему-то смешно, а ему неясно - почему. Такого ребенка часто и все обижают. Он не понимает воспитательницу, она - его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих. Учительница не скрывает своей досады, он ей мешает, и у нее невольно вырывается: “Бестолковый!”. Дети в начальных классах дружат с тем, кого ценит учительница, и отвергают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он также начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, когда нужно отвечать, молчит, даже если может ответить, и от этого положение его еще больше усложняется. Ребенок растерян и кажется глупее, чем есть на самом деле. Если задержка умственного развития не глубока и заключается в том, что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретных, повседневных, практических вопросах он ориентируется, как все, то такой ребенок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает, и у него может возникнуть невроз. Если задержка умственного развития глубока и ребенок переоценивает свои возможности, полагая, что в его неудачах виноваты другие, что к нему придираются, то он начинает протестовать, демонстративно, вызывающе неповинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою “правоту” кулаками. Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест может выражаться в чрезмерно раннем интересе к интимным отношениям. Непрерывные санкции, проработки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых детей используют для “вытаскивания каштанов из огня”, они терпят неудачи, часто попадают в беду. В результате у них формируется невроз, и как правило, истерический.

Во взаимосвязи биологических и микросоциальных причин детской нервности или трудности особое место занимает наличие физического дефекта у ребенка. Физическим дефектом является задержка в физическом развитии, отклонения в нем, генетически неблагоприятные физические данные. Ребенок физически слаб, неловок, плохо координирован, нескладен, мал ростом. Дети обижают такого ребенка, не принимают в игру. Какой из него вратарь, защитник или нападающий, если его пальцем перешибешь? Такому в игре не устоять на ногах. Воспитательница, учительница сердятся, потому что его надо буквально водить за руку. На уроках физкультуры он раздражает тем, что при групповой форме занятий требует индивидуальной опеки. Ребенок ощущает свои неблагоприятные физические данные как неполноценность. Ему стыдно, обидно и страшно. Он избегает бывать на уроках физкультуры. Необходимость раздеваться при всех и предстать в смешном виде мучительна для него. Ему в радость даже болезнь, поскольку она хоть на короткое время избавляет его от насмешек сверстников, вызванных тем, что он не может, как они, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Каждому не составляет труда обидеть его. В итоге ребенок и сам начинает презирать себя. Мужчины, которые в школе были самыми маленькими и самыми слабыми, хорошо знают, что это такое, и нередко с горечью вспоминают те годы. Если ребенок толст, неуклюж, то над ним тоже смеются, его дразнят, не принимают в игру. В конце концов и он, будучи униженным, начинает самоуничижаться. Горестная ситуация, зачастую приводящая к детской нервности.

Встречаются у детей и дефекты внешности: косят глаза, явно некрасивы формы носа, ушей или лицо в целом, обезображены рука, нога или шея, грудная клетка. Таких детей сверстники если и не дразнят, то молчаливо отвергают, и ребенок с дефектом внешности рано осознает это, затаенно страдает. Ущемляется самое важное для человека - чувство достоинства, потребность малыша быть не хуже других. Ребенка не утешишь заявлением типа “с лица воду не пьют”. Подобное воспринимается как попытка примирить его с тем, с чем невозможно примириться. Дефект необходимо попытаться своевременно устранить, а если он не устраним - психологически компенсировать.

Как физический дефект воспринимается и хроническая болезнь. Детство проходит в больницах, ребенок подолгу прикован к постели, пропускает школу, тоскливо смотрит в окно на играющих в хоккей, футбол. Дети избегают болезненного, дразнят и не уважают его. И он начинает относится к себе также. Даже пожилому человеку трудно привыкнуть к роли хронически больного; для ребенка это и вовсе непереносимо. Детство и хроническая болезнь - несовместимые понятия. Хронические заболевания - частая причина детской нервности или трудности, источник тяжелых переживаний. Физический дефект омрачает детство, приводит к восприятию его как безрадостного, тяжелого и соответственно относится к неблагоприятным условиям жизни. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок в чем-то был последним. В каждом ребенке есть некая одаренность, изюминка, развивая которую родители примирят дитя с его физическим или иным недостатком, сохранив ему чувство достоинства и радость жизни.

Еще одной распространенной причиной детской нервности являются разводы в семьях. Отец уходит из семьи или сам, или вытесняемый женой. И в том, и в другом случае его уход - это в первую очередь, трагедия для детей. Развод происходит не сразу. Дети чувствуют нелады в семье, растущее отчуждение родителей. Неврозы нередко возникали у детей за 1-3 года до развода родителей, и мать, подумав, соглашалась - невроз начался со времени, когда в семье только возникало напряжение. Развод родителей для ребенка - катастрофа, предательство, унижение. Он не понимает его причин, по-детски бескомпромиссен и не может простить отца. Более старшие дети стыдятся ухода отца, скрывают это от сверстников, ощущают страх перед будущим, испытывают на себе ухудшение жизни после развода. Двойственность ситуации - осуждение отца и тоска по нему - невротизирует ребенка. Еще хуже, если он считает, что в уходе отца повинна мать. Ушедший отец и бабушка по отцу нередко как раз уверяют его в этом. Он живет теперь только с матерью. Ему бы сплотиться с ней, а он в разладе с матерью, конфликтует с ней, и беда удваивается. Ребенок многого не понимает, и поэтому его переживания еще тяжелее. Разочарование в родителях губительно. Как ему после происшедшего верить во все остальное в жизни? И ребенок становится нервным и трудным.

Причиной нервности или трудности ребенка может стать появление в семье отчима. Как бы внимательно не относилась мать к отцу ребенка, малыш привык к этому, воспринимает такое отношение как нормальное, не ревнует. Ребенок воюет с отцом за мать, если его уже сделали чрезмерно эгоистичным. Но и тогда причина конфликта заключена не в отце. Он, в таком случае, воюет за мать против всех и даже против ее работы. Но отчима ребенок воспринимает конфликтно. До его появления ребенок жил с матерью вдвоем, и она безраздельно принадлежала ему. И он сравнивает положение до появления отчима с тем, что стало теперь. И если исстрадавшаяся от одиночества женщина, выйдя замуж, становится менее внимательной к ребенку, полагая, что он никуда не денется, а второй муж, как и первый, может уйти, то ребенок начинает борьбу с отчимом, который как-бы отнял у него мать. Это тяжелая борьба, в которой ребенок может победить, только заболев. И он заболевает неврозом, часто истерическим. Тогда мать оказывается перед трудным выбором, но перед тем как выбрать в пользу ребенка, она борется с ним, и его невротизация усиливается.

Невротические и неврозоподобные расстройства встречаются, как правило, не изолировано, а в различных сочетаниях. Наиболее часто они проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, шеи, (тики, гиперкинезы), ночного недержания мочи (энурез), нарушения сна и т.д. Благоприятной почвой, на которой они возникают, является ослабленная нервная система. Поэтому не случайно такие дети обычно бывают вялыми, плаксивыми, раздражительными, часто с пониженным фоном настроения, плохим аппетитом, склонностью к страхам. Как правило, у них нарушается и сон он становится поверхностным, тревожным, сопровождается сновидениями, вызывающими чувство страха, тревоги.

Детская нервность - это не конкретная форма болезни, а собирательное понятие для обозначения поведенческих нарушений у ребёнка, проявляющихся в повышенной раздражительности, плаксивости, непослушности, упрямстве, немотивированной смене настроения, повышенной впечатлительности, нередко плохом сне с устрашающими сновидениями. Она может быть обусловлена по крайней мере тремя комплексами причин: соматическими болезнями (заболевания внутренних органов, очаги инфекции, частые простудные заболевания и др.), текущими или перенесёнными органическими заболеваниями головного мозга, психогенными факторами (неврозы, невротические реакции или невротические состояния). В ряде случаев (и довольно часто) повышенная возбудимость отмечается у детей уже с первых месяцев жизни. Подобное состояние наиболее часто диагностируется врачами как невропатия, или ранняя детская нервность. Практически такой же смысл вкладывается в понятия «врождённая нервность», «конституциональная нервность», «невропатическая конституция», «нервный диатез». Внешне это проявляется в беспокойном поведении, быстрой истощаемости и вегетативных расстройствах: дети часто и внешне без причины плачут, кричат, плохо сосут, а иногда вовсе отказываются от груди. После кормления часто возникают обильные срыгивания и рвота, которая со временем может стать привычной. Нередко имеют место кишечные расстройства в виде вздутия живота и запоров или, наоборот, повышенной перистальтики (сократительные движения) и поносов, но при этом даже при тщательном соматическом обследовании изменения со стороны желудочно-кишечного тракта, как правило, не выявляются. Характерно нарушение сна, особенно в ночное время. Дети долго не засыпают, требуют к себе особого внимания, в ряде случаев могут не спать всю ночь. Если же наступает сон, то он весьма поверхностный с вздрагиваниями или периодическим плачем. Пробуждение наступает от малейшего шороха. Родители со страхом ожидают наступления ночи, ласкают ребёнка, носят его на руках, качают, различными способами отвлекают его внимание и как бы задабривают. Иногда кажется, что ребёнок голоден, и ему при всяком беспокойстве дают грудь. Но это лишь усугубляет повышенную возбудимость и негативизм. Малейшее непредвиденное изменение особенностей ухода и условий кормления усиливает общее эмоциональное и двигательное беспокойство. Такие дети особенно чувствительны к изменению метеорологических условий (температура в помещении, влажность воздуха и АР-)-

Во время бодрствования дети с невропатией часто сосут пальцы, грызут ногти, ритмически покачиваются из стороны в сторону. У них затруднён переход к жеванию и приёму твёрдой пищи. Они обычно плохо переносят любые изменения внешней обстановки. Появление нового человека, новая игрушка или картинка могут вызвать бурные отрицательные эмоции.

По данным известного детского психиатра В.В.Ковалёва, невропатия является наиболее распространённым синдромом психических нарушений в раннем возрасте. Её внешние проявления в случае правильного воспитания и необходимого лечения постепенно уменьшаются и в большинстве случаев проходят к 2,5-3 годам жизни. Однако и в дошкольном возрасте (4-6
лет) у таких детей могут иногда оставаться раздражительность, повышенная аффективная возбудимость, быстрая истощаемость. При этом необузданное поведение дома часто сочетается с пугливостью, замкнутостью и страхами в непривычной обстановке, нежеланием находиться в детском коллективе. Ребёнок обычно привыкает к матери, старается не отпускать её от себя ни на шаг.

Причины ранней детской нервности могут быть различными. Существенное значение придаётся наследственным факторам. Установлено, что в 70-80% случаев один или оба родителя таких детей возбудимы. Играет также большую роль неправильное дородовое развитие плода. При детальном опросе матерей часто удаётся выяснить, что они во время беременности болели токсикозами, переносили различные заболевания или нервные потрясения (последнему фактору в настоящее время придаётся важное значение), работали в условиях профессиональной вредности или выполняли тяжёлую физическую работу.

Приведённые данные определяют основное направление профилактических мероприятий. Это прежде всего создание необходимых условий для нормального течения беременности и родов. Известно, что жизнь ребёнка начинается не с рождения, а с первых дней беременности. Следовательно, беременная женщина должна находиться в особо благоприятных, «привилегированных», условиях. Однако не следует думать, что любой токсикоз беременности и любая инфекция обязательно отрицательно скажутся на формировании нервной системы будущего ребёнка. Необходимо также учитывать роль наследственной предрасположенности к заболеваниям нервной системы в роду, алкоголизма родителей, различных случайных стечений обстоятельств и многих других факторов. Существенное значение имеет правильное воспитание ребёнка и проведение с ним различных оздоровительных мероприятий.

Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребёнка, которая трудно поддаётся контролю и коррекции. Подобное состояние обозначается как гиперактивность, или двигательная растор-моженность. Она может быть продолжением ранней детской нервности или возникает у ранее здорового ребёнка. Такие дети не знают буквально ни минуты покоя. Они постоянно в движении, быстро меняют род занятий, суетливы, подвижны, рассеянны, не могут на длительное время сосредоточить своё внимание (по образному выражению родителей, ребёнок всё время «ходит на голове»). На них плохо действуют замечания старших, они часто плаксивы, беспокойны, капризны, плохо засыпают в ночное время и часто вздрагивают во сне.

Следует отметить часто встречаемую особенность гиперактивных детей. У них в раннем возрасте довольно быстрыми темпами идёт умственное и. физическое развитие. Может сложиться впечатление, что это очень одарённый, гениальный ребёнок. Однако в дошкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе выясняется, что умственное развитие таких детей находится на среднем уровне. В то же время у них могут быть повышенные способности к определённому роду деятельности (музыке, математике, технике, игре в шахматы и др.).

Многое ещё остаётся спорным и неясным в причинах возникновения гиперактивности у детей. Она может быть следствием легко или умеренно выраженного поражения нервной системы ребёнка во время беременности матери и при родах; играет также существенную роль наследственный фактор. Установлено, что многие родители таких детей в детстве также имели аналогичные нарушения, а в ряде случаев, будучи взрослыми, также отличаются повышенной раздражительностью, суетливостью, эмоциональной лабильностью и неуравновешенностью характера. На фоне наследственных факторов и раннего органического поражения нервной системы немаловажное значение имеют и дефекты воспитания, особенно противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей или чрезмерно строгое и требовательное к ним отношение. Возникает неосознанная реакция протеста, проявляющаяся как в виде двигательного возбуждения, так и в форме грубости, непослушания, негативизма.

Гиперактивность у детей часто требует специального лечения. В воспитательной работе следует учитывать повышенную двигательную активность ребёнка, его отвлекаемость и особенности поведения. В этой связи игры должны быть прежде всего подвижными, нужно менять занятия таких детей. Необходимо дать наиболее целесообразный практический выход гиперактивности такого ребёнка. Если при этом он плохо спит, особенно ночью, можно проводить накануне длительные прогулки, вплоть до умеренной усталости. При выявлении у гиперактивного ребёнка склонности к определённому роду деятельности это также следует максимально использовать в воспитании.


Для невропатии у детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерно быстрая истощаемость, нарушение аппетита и пищеварения, расстройства сна, развитие тиков и заиканий, появление разнообразных аллергических реакций. Очень часто такие схожие симптомы испытывают дети с задержкой психического развития или так называемой умственной отсталостью. Но сравнивать эти 2 разных диагноза недопустимо.

На сегодняшний день в медицине под термином невропатия подразумевается целый ряд специфических психических нарушений, которые присущи для раннего детского возраста. Дети-невропаты активны, любопытны, чересчур эмоциональны, отличаются резким перепадом настроения. Им очень сложно успокоиться и держать себя под контролем.

Слыша диагноз – невропатия или врожденная детская нервность, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой статье.

Основные причины болезни

По мнению врачей, одной из главных причин развития такого недуга является неблагополучное протекание беременности:

  • стрессы;
  • некоторые хронические заболевания;
  • чрезмерно сильный токсикоз;
  • родовая асфиксия.

В первые месяцы жизни своего малыша стоит очень внимательно следить за протеканием заболеваний, как кроха их переносит (диспепсические расстройства, инфекции).

Ребенок активно развивается, и нервная система испытывает огромную нагрузку. Может возникнуть легкое органическое поражение некоторых зон головного мозга.

Причиной могут также стать травмы, инфекционные поражения и даже недостаточность витаминов.

Невропатия у детей: симптоматика

  • Врожденная детская нервность проявляет себя чаще всего уже с первых дней жизни. Младенец беспокойный, не спит, неохотно берет грудь, вздрагивает от малейшего шума. Плачет и кричит без повода. В дальнейшем возможны частые срыгивания, запоры или поносы.
  • После 2 лет малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, они не усидчивы, быстро утомляются.
  • Признаками невропатии могут быть головные боли, астматические приступы, обмороки, резкие колебания артериального давления.

Специалисты по симптомам выделяют две группы больных:

  1. Дети имеют неустойчивые эмоции, повышенную возбудимость, аффективные вспышки, сменяющиеся сильным утомлением.
  2. Больные другой группы имеют повышенную истощаемость, угнетенное состояние, истерические приступы. Им сложно приспособиться к переменам в жизни, они не уверенны в себе.


Впоследствии детская нервность переходит в другие нервно-психические расстройства.

Виды и формы заболевания

Медики выделяют типы невропатии:

  • Периферический. Такой тип болезни вызван нарушением периферической нервной системы. Он поражает нервные окончания, которые находятся в конечностях человека.
  • Краниальный. Вызывает нарушения работы одного из 12-ти пар черепно-мозговых нервных окончаний. Вследствие чего может нарушаться зрение или слух.
  • Автономный. Поражает вегетативную нервную систему. Она отвечает за работу сердца, пищеварение и другие важные функции организма.
  • Местный. Этот тип недуга может повреждать лишь один или группу нервов конкретного участка тела. Симптомы проявляются внезапно.

Возможные осложнения и последствия

Очень редко случается так, что к 6-7 годам ребенка исчезают все психоневрологические расстройства.

Но в большинстве случаев симптомы лишь ухудшаются (возникают вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения двигательной сферы, развивается детский невроз) и создается фон для формирования психопатии.

В двухлетнем возрасте может уже проявляться гиперкинетический синдром, то есть дети становятся гиперактивны, но не целенаправленны. Регрессируют психические процессы.

В дальнейшем часто возникают ночные страхи и кошмары, периодически наступают нарушения дыхания. Могут быть жалобы на боль в области сердца, живота.

Как осложнение проявляются пароксизмальные нарушения. Больные страдают эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, энурезом и энкопрезом.

Диагностические мероприятия

В случае проявления нескольких, даже на первый взгляд неясных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к доктору (детскому неврологу).

После осмотра внешнего вида ребенка, нужно пройти стандартное обследование:

  • общий анализ крови, который определит СОЭ (иными словами — скорость оседания кровяных телец эритроцитов);
  • расширенный анализ мочи;
  • рентген грудной клетки;
  • измерить уровень глюкозы плазмы после еды;
  • сделать электрофорез сывороточных белков.

В зависимости от результатов доктора назначают дальнейшую тактику обследования. Проводят электромиографию, измеряют скорость проведения у больного его нервного импульса и берут на биопсию нервное волокно.

Как проводится лечение

Лечение невропатии проводится как комплекс медико-педагогических действий. Применяются меры для контролирования симптомов недуга и борьбы с первопричиной болезни.

Медикаменты назначаются только врачом. Это могут быть:

  • общеукрепляющие средства;
  • и так называемые седативные препараты.

Коротким курсом выписывают раствор бромида натрия 1% (200 мг) и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке трижды в день. Клизмы с сульфатом натрия применяют в дошкольном возрасте.

Подростки под наблюдением доктора проходят курс лечения легкими транквилизаторами. Это могут быть Либриум (от 10-ти до 30-ти мг в сутки), а также Седуксен (от 5-ти до 20-ти мг), Аминазин (не более 100 мг в сутки). Но чаще всего к лекарственным средствам советуют не прибегать, особенно в раннем возрасте.

  • прием витаминов;
  • водные процедуры;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • и полный покой, чтобы дать восстановиться нервным клеткам.

Нужна ли реабилитация после лечения

Ребенок после лечения патологии нервной системы нуждается в домашней реабилитации. Но родителям следует понимать, что тяжелые повреждения в детстве нервного волокна, к сожалению, не поддаются восстановлению.

При прохождении курса реабилитации, очень важно, чтобы дети уделяли особое внимание физическим упражнениям, закалялись, часто пребывали на свежем воздухе. Обязательно стоит придерживаться беспрекословно всех рекомендаций лечащего доктора. Консультироваться с детским психологом, педиатром.

Средства и способы профилактики невропатии

Профилактика невропатии заключается в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить нормальные условия беременности.

А после рождения ребенка уделять особое внимание сбалансированному питанию, мерам воспитательного и гигиенического характера, рационально организовывать занятость и отдых ребенка.

Опыт родителей

Как показывает статистика форумов, где обсуждалась тема невропатии у детей, родители справлялись все же с расстройствами у детей.

Известно, что кроме медикаментозного лечения, применяли они и другие меры. Пытались окружить ребенка заботой и лаской, проводили лечебные массажи, записывали детей в бассейн или возили к морю.

Доктор советует

Важно своевременно распознать признаки невропатии у ребенка и обратиться в медицинский центр. Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос и развивался в атмосфере любви и спокойствия, придерживался постоянного режима и избегал высоких эмоциональных/физических нагрузок.

Видео к статье