Почему достижение целей не сделает вас счастливее. Почему достижение цели не всегда доставляет удовольствие? Всегда ли достижение цели делает человека счастливым Всегда ли достижение цели делает человека

Итоговое сочинение 2017

Достижение какой цели приносит удовлетворение? Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Жить без цели сродни неосознанному существованию. Каждый человек периодически приходит к необходимости осмыслить то, что происходит с ним. Тогда он ставит перед собой цель, предварительно сформулировав ее.

К сожалению, не все люди предварительно выстраивают приоритеты (первенство): многие ошибаются в выборе цели, не достигают желаемого счастья. Тогда выполнение? Плана не приносит удовольствия.

На примере М.Идена из романа Джека Лондона «Мартин Иден» мы видим то, что действительно не всегда цель приносит удовлетворение. А в случае с главным героем названного романа и вовсе приводит к кончине.

После знакомства с обеспеченной семьей, Мартин становится образованным, осваивает писательский навык. Он добился этой цели не из-за любви к искусству, а ради гонораров. Преодолевая преграды на своем трудном жизненном пути, Мартин все-таки известным писателем. Но, достигнув цели, он осознает, что это не его предназначение и разочаровывается в себе и своих близких. Мартин Иден кончает жизнь самоубийством. Данный пример свидетельствует о том, что не все цели приносят удовлетворение. Задуманное должно идти от сердца. Джек Лондон рассказанной историей учит нас ценить жизнь и правильно выбирать цель в жизни.

Замечательно, если достижение цели делает человека счастливым.
Сане Григорьеву, герою романа В. Каверина, в этом плане повезло. Еще в детстве он нашел письма капитана Татаринова, пропавшего без вести вместе со своей экспедицией где-то в районе северного полюса. Много лет никто не знал, что произошло на самом деле. Родные страдали, надеялись, что они живы. И вот мальчик Санька, прочитав эти письма, решил, что он обязательно узнает правду и расскажет о ней.

Всю свою юность и всю молодость Григорьев посвятил этой цели. Он везде и во всем искал разгадку страшной тайны и все-таки нашел. Санька добился того, чего хотел, он разоблачил злодея и получил в награду счастье. .

Катя Татаринова, дочь капитана Татаринова и возлюбленная Сани, убедилась в том, что он прав, что действовал на благо. Она не ошиблась в своем выборе, согласилась стать женой теперь уже капитана Григорьева, тем самым сделав его счастливым.
Подводя итог, делаем вывод, что в благих намерениях не должно быть места эгоизму. Жизненная цель должна духовно развивать и совершенствовать душу. Важно контролировать этот процесс, не позволять даже самой желанной цели разрушить жизнь, лишить себя счастья.


В современном мире высоко ценится такое качество человека, как умение ставить цели и достигать их. От востребованного работника в первую очередь ждут ориентированности на результат. Существует множество тренингов, пособий, обучающих этому, считается, что каждый должен чувствовать удовлетворение, ставя галочку напротив очередной выполненной задачи. Однако есть такие люди, для которых важен не результат, а процесс. Более того, достижение цели зачастую приносит лишь моральное опустошение. Также многие в погоне за мечтой забывают получать удовольствие от жизни. Эти проблемы появились не сегодня, они существовали во все времена и нашли отражение во многих литературных произведениях. Наиболее яркий пример – жизнь главного героя из романа Джека Лондона «Мартин Иден».

Полюбив Руфь, девушку из состоятельной буржуазной семьи, он ставит себе цель стать достойным ее и того общества, которому она принадлежит. Для достижения этого Мартин Иден решает вступить на путь писательства, будучи необразованным моряком. Пройдя через множество лишений, голодая, встречая непонимание, клевету и отказы от различных издательств, главный герой добивается признания общественностью. Теперь его зовут отобедать вместе многие именитые люди, Руфь, ранее отвернувшаяся от него из-за наветов одного журналиста, возвращается в надежде возобновить прежние отношения. Но к тому времени Мартин Иден разочаровался в своей цели, в обществе, к которому так стремился, он больше не видит смысла жить и совершает самоубийство. Его мечта стала основой существования, неудивительно, что после ее осуществления он не желал больше ничего, погрузившись в глубокую депрессию. Другим примером может служить рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». Здесь речь идет скорее не о цели, а о мечте. Николай Иванович всю свою жизнь хотел иметь собственную усадьбу, для этого работал целыми днями, заморил голодом жену. Что же произошло с ним после осуществления мечты? Он еще больше духовно опустился, перестал что-либо делать, проводя остаток жизни праздности и невежестве. Счастлив ли главный герой? Внешне он может казаться счастливым, он даже может считать, что он счастлив, но это счастье животного, потребности которого своевременно удовлетворяются, а не настоящего человека. Его мечта была слишком эгоистичной, чтобы ее достижение могло принести что-то, кроме морального разложения. Говоря о неверном выборе цели, нельзя не вспомнить рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан- Франциско». Главный герой работал не покладая рук, не получая от жизни никакого удовольствия. Сам про себя он говорил, что не жил, а лишь существовал, возлагая все надежды на будущее. Однако, заботясь о материальном достатке, главный герой совсем забыл о духовном развитии, и теперь, путешествуя по миру, он не может в полной мере насладиться тем, что видит, потому что его сознание слишком узко для этого. Господин из Сан-Франциско прожил тяжелую, наполненную трудом, но абсолютно бесполезную жизнь и был забыт сразу после своей смерти. Таким образом, мы видим, что достижение цели далеко не всегда делает человека счастливым. Иногда это зависит от характера человека, но в большинстве случаев проблема в неправильно выбранной цели или в отношении к ней. Нельзя делать что-то, чего можно достичь, смыслом своей жизни, иначе может наступить моральное опустошение. Кроме того, мечта должна возвышать человека, а не делать его животным. Также не стоит в погоне за целью забывать получать удовольствие от настоящего, ведь так можно пропустить всю жизнь.

Обновлено: 2018-11-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Хотя установка и достижение целей могут усилить уровень вашего счастья, если сейчас вы несчастны, но верите, что сможете резко стать счастливыми, если достигнете своих целей, то это ошибочное мнение.

«Я стану счастлив, когда…». Заполните пробел одним пунктов, той самой целью, которая, как вы думаете, наконец сделает вас счастливыми. Получу работу своей мечты? Заполучу важного клиента? Куплю дом? Хотя установка и достижение целей могут усилить уровень вашего счастья, если сейчас вы несчастны, но верите, что сможете резко стать счастливыми, если достигнете своих целей, то это ошибочное мнение. Эксперт по счастью Джиллиан Мандич утверждает, что такой способ мышления может в действительности привести к депрессии и токсичным эмоциям.

«Люди зачастую слишком концентрируются на важных моментах (отпуск, путешествие или банкет), но уделяют слишком мало внимания ежедневным событиям, которые имеют куда больший эффект на ваше общее счастье», - рассказала Мандич. Живя стремлением к таким важным моментам своей жизни, вы не сможете добиться долгого и осмысленного счастья.

Причина этого явления кроется в том, что принято называть «гедонистической адаптацией». Люди обладают прекрасной способностью адаптироваться к жизненным переменам. Эта черта критически важна для нас, если мы переживаем тяжёлые времена или пытаемся адаптироваться к новой среде; так или иначе, это также означает, что, когда мы достигаем чего-то, что должно было бы принести нам огромное счастье, будь то покупка новой машины, получение новой работы или заведение новых отношений, мы слишком быстро адаптируемся к этим переменам. Все эти новые вещи слишком быстро становятся для нас привычными, а этот удивительный всплеск счастья становится стандартной дозой для нашего организма.

Но это далеко не единственная причина того, почему жизнь большими целями не приведёт к долгосрочному счастью. Мандич утверждает, что лишь 10% нашего счастья определяется обстоятельствами, в то время как 40% нашего счастья определяются нашими ежедневными мыслями и поступками, а остальные 50% зависят от генетики. Поэтому, если достижение важной цели отвечает лишь за 10% нашего счастья, ошибочно полагать, что достижение таких целей сделает нас счастливыми. Достижение долгосрочного счастья предполагает концентрацию на ежедневных дозах счастья, а не на больших событиях.

Развитие ваших мышц счастья предполагает поиск счастья в вашей повседневной жизни. Вот несколько простых способов, которые помогут вам найти больше счастья в своих буднях:

Возьмите паузу для того, чтобы насладиться мелкими удовольствиями жизни

Уделять пару минут на то, чтобы насладиться счастьем – это прекрасный способ подходить осмысленно к чувству счастья. Насладитесь чашечкой вкусного кофе, уделите минутку на то, чтобы оценить время, которое вы проводите с друзьями. Вместо того, чтобы позволять позитивным эмоциям проходить мимо вашего внимания, уделяйте время на то, чтобы признать их, поблагодарить жизнь за них и насладиться ими. «Наслаждение может быть потенциальным усилителем счастья», - рассказывает Мандич. Это простое упражнение в рамках практик осознанности поможет вам найти счастье в ежедневных событиях.

Будьте более великодушными

«Когда вы делаете приятно другому человеку, это приводит к выработке эндорфина, который, в свою очередь, активирует те части вашего мозга, которые ответственны за счастье, удовольствие и социальные связи», - рассказывает Мандич. Найдите простые способы быть более великодушными, например, купив незнакомцу в очереди за вами чашку кофе или сделав комплимент другому человеку.

Будьте более благодарными

Выражение благодарности не только повышает уровень вашего счастья, но и защищает вас от стресса, тревожности и депрессии. «Регулярное выражение благодарности – один из самых простых способов бороться с негативными предубеждениями в нашем сознании (склонность цепляться вниманием за негативные мысли и негативные факторы нашего окружения)», - рассказывает Мандич. Начните вести журнал благодарностей и записывайте в него по пять вещей, за которые вы благодарны, каждый день. Или просто уделите минутку в день на то, чтобы почувствовать эту благодарность. Это может быть благодарность вашим друзьям и родственникам, благодарность за тёплые солнечные лучи, выступившие после тоскливой и дождливой недели.

Чаще занимайтесь спортом

Регулярные физические упражнения помогают снизить уровень стресса, тревожности и депрессии. «Счастье и физические упражнения независимо друг от друга связаны с выработкой эндорфинов (гормонов счастья) и с улучшением функционирования иммунной системы; кроме того, оба эти фактора снижает выработку кортизола (гормона стресса)», - рассказала Мандич. Найдите способы выделить хотя бы несколько минут в день на то, чтобы каждый день заниматься физическими упражнениями, так как это поможет улучшить ваше общее чувство счастья.

fastcompany.com, перевод: Артемий Кайдаш

Счастье вырастает не столько из пассивного переживания желательных обстоятельств, сколько из причастности к содержательной деятельности и активного продвижения в направлении к избранной цели.
Дэвид Майерс и Эд Динср

Без цели счастливая жизнь невозможна. Для того чтобы быть счастливым, нужно сперва определить, какая цель могла бы послужить для нас источником смысла и одновременно наслаждения, и приложить все силы, чтобы ее достичь.

ЦЕЛИ И УСПЕХ

Людям, которые ставят перед собой конкретные цели, проще добиться успеха, чем людям, которые этого не делают. Наличие конкретных целей, ясно сформулированных и требующих от человека полной самоотдачи, — с четким графиком работ и критериями их выполнения, — это прямой путь к повышению производительности труда. Поставить цель — это все равно что принять решение на словах, — а слова обладают достаточной силой для того, чтобы сделать наше будущее лучше и светлее.

Само по себе наличие целей ясно сигнализирует и нам, и окружающим, что мы верим в свою способность преодолевать любые препятствия. Вообразите себе, что жизнь — это дорога. Вы очень бодро проходите с ранцем за спиной километр за километром, пока внезапно не натыкаетесь на кирпичную стену, которая преграждает вам путь к месту назначения. Что вы будете делать? Повернете ли вы вспять, чтобы избежать тех трудностей, которые символизирует собой эта стена, вставшая на вашем пути? Или поступите наоборот — перебросите ранец через стену и тем самым примете твердое решение одолеть ее любым способом — то ли пробив ее насквозь, то ли обойдя вокруг, то ли попытавшись перелезть через нее поверху?

О том, как полезно бывает перебросить свой ранец через кирпичную стену, замечательно написал в своей книге «Шотландская экспедиция в Гималаи» шотландский альпинист Уильям X. Мюррей:

«До тех пор пока человек окончательно на что-то не решится, всегда остаются сомнения, возможность отступить, бездействие. По поводу любого проявления инициативы существует одна простая истина, незнание которой убивает бесчисленные замыслы и великие идеи: в тот миг, когда человек решительно связывает себя обязательствами, Провидение тоже начинает действовать. В помощь этому человеку случается множество самых разных происшествий, которые иначе никогда бы не случились. Принятое решение влечет за собой целый поток событий: полезных совпадений, встреч и предложений о материальной поддержке, в которые никто и никогда бы не поверил заранее. Я испытал глубокое уважение к одному из двустиший Гете: "Если вы думаете или верите, что на что-то способны, начните делать это. В действии — волшебство, добродетель и сила"».

Стоит нам только поставить перед собой любую задачу или четко сформулировать свою готовность идти до конца — и наше внимание тут же концентрируется на вожделенной цели, помогая нам найти способ, как ее достичь. Цель может быть очень простая — например покупка компьютера, или очень сложная — например восхождение на гору Эверест. Как говорят психологи, любая вещь, в которую мы верим, — это самосбывающееся пророчество , и когда мы принимаем какое-то решение, когда мы отважно перебрасываем свой ранец через кирпичную стену, мы демонстрируем веру в себя, в свою способность построить для себя прекрасное будущее, которое рисуется в нашем воображении. Мы сами творим свою реальность, а не просто реагируем на нее.

Вопрос: Припомните один-два случая, когда вы принимали твердое решение сделать то-то и то-то. К каким последствиям это приводило? Что вы решили сделать сейчас?

ЦЕЛИ И ДУХОВНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Хотя результаты эмпирических исследований и реальные случаи из жизни с одинаковой очевидностью демонстрируют связь между наличием целей и жизненным успехом, взаимосвязь между целеполаганием и душевным благополучием далеко не столь прямолинейна. Как гласит народная мудрость, счастье во многом зависит от того, удалось ли нам выполнить намеченные планы . И тем не менее научные исследования, проводившиеся в последние десятилетия, дают повод серьезно усомниться в правильности общепринятых воззрений: если желанная цель достигнута, это приносит громадное удовлетворение, а если достичь ее не удалось, наступает отчаяние; но оба эти чувства обычно преходящи.

Этот факт наглядно продемонстрировал психолог Филип Брикман, который вместе со своими сотрудниками много лет наблюдал за уровнем счастья людей после выигрыша в лотерею. Не проходило и месяца, как эти счастливчики возвращались на прежний уровень духовного благосостояния, — если до выигрыша в лотерею они были несчастны, то таковыми и оставались. Что еще более удивительно, подобное происходило и с жертвами автокатастроф, которые из-за паралича нижних конечностей оказывались навсегда прикованными к инвалидной коляске, — спустя всего лишь год после катастрофы они были столь же счастливы или столь же несчастны, как прежде.

Еще дальше в этом же направлении пошел психолог Дэниел Гилберт — он показал, насколько плохо мы предвидим свое душевное состояние в будущем. Мы воображаем, будто покупка нового дома, продвижение по службе или публикация нашей книги сделают нас самыми счастливыми людьми на свете, тогда как в действительности эти достижения ни к чему не ведут, кроме кратковременного всплеска уровня счастья. То же самое можно сказать и о плохих событиях в нашей жизни. Душевные страдания, причиненные нам разрывом с любимым человеком, потерей работы или провалом нашего кандидата на выборах, продолжаются недолго — пройдет немного времени, и мы вновь станем такими же счастливыми или такими же несчастными, какими были до того.

Вопреки нашим традиционным представлениям о том, насколько важно во имя нашего духовного благосостояния достичь намеченной цели, результаты вышеупомянутого исследования свидетельствуют о другом, и это для нас одновременно и хорошо, и плохо.

Хорошо то, что мы можем не особо беспокоиться по поводу возможных неудач, а посему можем действовать смелее. Плохо то, что успех, по-видимому, не так уж много значит в нашей жизни, а раз так, то нет смысла стремиться к какой бы то ни было цели, да и гоняться за счастьем тоже ни к чему. Создается впечатление, что наша жизнь похожа на жизнь персонажа Билла Мюррея из фильма «День Сурка» или на жизнь Сизифа, который вечно катит в гору свой камень.

Значит ли это, что выбор заключается в том, продолжать ли нам цепляться за иллюзию (будто достижение определенных целей сделает нас счастливее), или глянуть в лицо грубой действительности (которая на каждом шагу дает нам понять — что бы мы ни делали, счастливее от этого не станем)? К счастью, это не так. Можно поступить и по-другому, но для этого необходимо понять, как должны соотноситься между собой цель и путь к цели, место назначения и дорога, по которой мы идем. Как только мы поймем правильное соотношение, наши цели помогут нам подняться на более высокий уровень духовного благосостояния.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ НАШИ ЦЕЛИ

В своей книге «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» Роберт М. Пирсиг рассказывает о том, как он примкнул к группе почтенных буддистских монахов, которые совершали восхождение в Гималаях. Несмотря на то что Пирсиг был самым молодым членом экспедиции, он был единственным, кому восхождение давалось с трудом. В конечном счете он отказался от этой затеи, тогда как монахи легко взобрались на вершину. Пирсиг, зацикленный на одной-единственной цели — взобраться на вершину горы, ошеломленный трудностью того, что ждало его впереди, был неспособен получать удовольствие от восхождения ; у него пропало желание — и силы — продолжать подъем. Монахи также все время поглядывали вверх, — но только чтобы убедиться, что они правильно держат курс, а вовсе не потому, что самым важным для них было подняться на саму вершину. Они знали, что идут в правильном направлении, поэтому у них была возможность целиком отдаться тому, что с ними происходит, наслаждаясь каждым шагом, вместо того чтобы отчаиваться из-за трудностей, которые ожидали их впереди.

Истинная роль целей в нашей жизни заключается в том, чтобы раскрепостить нас и дать нам возможность наслаждаться жизнью здесь и теперь.

Если мы отправимся в дорогу, не имея перед собой никакого конкретного пункта назначения, то путешествие вряд ли будет приятным. Если мы понятия не имеем, куда идем, и даже не знаем, куда хотели бы пойти, каждая развилка на дороге становится источником неуверенности: куда повернуть — налево или направо; ни то, ни другое решение не кажется удачным, поскольку нам не известно, хотим ли мы попасть туда, куда ведут эти дороги. Поэтому вместо того, чтобы любоваться пейзажем и цветочками по обочинам дороги, мы поглощены сомнениями и неуверенностью. Что случится, если я пойду этой дорогой? Где я окажусь, если сверну здесь? Но если мы все время помним, куда держим путь, если нам более или менее понятно, в какую сторону направляемся, мы вольны всецело сосредоточиться на том, чтобы получить удовольствие от жизни здесь и сейчас.

В своем подходе к этой проблеме я упираю не столько на то, как важно достичь цели, сколько на то, как важно ее иметь. В статье «Позитивная эффективность» психолог Дэвид Уотсон подчеркивает, насколько ценным и важным для нас является путь к цели: «Современные исследователи особо акцентируют тот факт, что именно процесс борьбы за достижение цели — а не достижение цели само по себе — является необходимым условием для счастья и позитивной эффективности». Основное назначение цели, когда она у нас есть, — ее предназначение в плане будущего — заключается в том, чтобы помочь нам получить как можно больше удовольствия от того, что происходит с нами здесь и теперь.

Цель — это еще и средство, а не просто результат! Если мы хотим когда-нибудь узнать, что такое счастье, нам нужно изменить свое отношение к целям и отказаться от несбыточных надежд. Вместо того чтобы воспринимать цель как цель (и надеяться, что, достигнув цели, мы будем счастливы раз и навсегда), нужно воспринимать ее как средство (и понимать, что наличие цели делает наш жизненный путь более приятным). Коль скоро наличие цели помогает нам получить больше удовольствия от того, что происходит с нами здесь и теперь, это косвенным образом приводит к повышению уровня нашего духовного благосостояния; причем этот уровень растет с каждым пройденным шагом — в противоположность тому кратковременному пику счастья, который сопутствует достижению цели. Наличие цели позволяет нам, занимаясь каким-либо делом, ощутить его смысл. Хотя я и утверждаю, что человек не может продолжительное время быть счастлив, если у него нет цели, одного лишь наличия цели явно недостаточно.

Для того чтобы наше счастье росло как на дрожжах, необходимо, чтобы цель была значимой для нас, а путь, на который она нас толкает, был для нас приятен.

Вопрос: Какие цели в прошлом послужили для вас наиболее щедрым источником наслаждения и смысла? Какого рода цель, по-вашему, принесла бы вам столько же счастья в будущем?

Подводя итоги многочисленных исследований, проводившихся с целью установить взаимосвязь между наличием целей и счастьем, Кеннон Шелдон и его коллеги пишут: «Людям, которые мечтают о крепком здоровье и благоденствии, стоило бы посоветовать:
а) не гнаться ни за деньгами, ни за красотой, ни за популярностью, а предпочесть такие цели, как личностный рост, добрые человеческие отношения и солидарность с другими людьми;
б) не преследовать никаких других целей, кроме тех, которые интересны и значимы для них самих, и решительно отказаться от погони за целями, которые, как они ощущают, навязаны им людьми и обстоятельствами».

Как отмечает Шелдон, в противовес тому, что большинство людей — чтобы не сказать все, — слишком уж гонятся за популярностью, красотой и деньгами и временами чувствуют себя так, будто их насильно заставляют делать это, мы были бы намного счастливее, если бы переключились на цели, максимально созвучные с нашим внутренним «я». Благодаря научным исследованиям в этой области мы научились намного тоньше понимать, какого рода смысл и наслаждение послужат для нас наиболее щедрым источником счастья.

ЦЕЛИ, СОЗВУЧНЫЕ НАШЕМУ ВНУТРЕННЕМУ «Я»

Цели, созвучные нашему внутреннему «я», — это цели, которых мы стремимся достичь в силу глубокой личной убежденности и/или потому, что нам это интересно. Как полагают Кеннон Шелдон и Эндрю Эллиот, эти цели «теснейшим образом интегрированы с нашим внутренним "я"» и проистекают «непосредственно из самовыражения». Для того чтобы цель была самосогласующейся, человек, как правило, должен ощущать, что выбрал ее са м; что стремление достичь этой цели коренится в его страстной потребности самовыражения, а не в желании произвести впечатление на других. Мы стремимся достичь цели, созвучной нашему внутреннему «я», не потому, что кому-то другому кажется, будто мы должны так поступать, и не потому, что мы ощущаем себя обязанными достичь этой цели во что бы то ни стало, а потому, что мы действительно этого хотим, — поскольку сама по себе цель представляется нам значимой, а достигнув ее, мы испытаем наслаждение.

Научные исследования, проводившиеся в этом направлении, ясно указывают на то, что существует качественное различие между смыслом, который мы черпаем во внешних благах — таких, как социальный статус и состояние нашего банковского счета, — и смыслом, который мы черпаем во внутренних благах — таких, как личностный рост и ощущение связи с другими людьми. Обычно финансовые цели не слишком-то согласуются с нашим «я» — ведь они проистекают из внешнего, а не из внутреннего источника. Жажда статуса и страстное желание произвести впечатление на других очень часто, хотя и далеко не всегда, сопутствуют бессмысленной погоне за богатством.

В своем исследовании под названием «Темная сторона американской мечты» Тим Кассер и Ричард Райан наглядно демонстрируют, что погоня за финансовым успехом приводит к негативным последствиям, если превращается в главную цель и в руководящий принцип жизни. Тем, для кого самая важная цель — это зарабатывание денег, намного труднее состояться в жизни и полностью раскрыть свой потенциал. Обычно таким людям суждено пережить много горя и душевных страданий, они легче впадают в состояние депрессии и нервозности. Хуже того — поскольку тело и душа теснейшим образом связаны между собой, у таких людей и здоровье слабее, и меньше жизненных сил. Те же самые результаты исследований получены и за пределами Соединенных Штатов: студенты школы бизнеса в Сингапуре, «которые в сильной степени впитали в себя материалистические ценности, также жаловались на снижение уровня самоактуализации и счастья, упадок жизненных сил, рост нервозности и беспокойства, усиление соматической симптоматики и ощущения собственной несостоятельности».

Когда психологи исследуют сущность целей, созвучных нашему внутреннему «я», они отнюдь не считают, что мы должны отказаться от погони за материальными благами и почестями, — ведь такой отказ был бы равнозначен объявлению войны своей собственной природе. Они не пытаются также убедить нас, будто нам нет нужды заботиться о своем финансовом положении. Необходимо, чтобы нам хватало денег на еду, кров, приличное образование и удовлетворение других базовых потребностей, иначе ни о каком благополучии не может быть и речи. Однако сверх удовлетворения этих базовых потребностей ни о деньгах, ни о престиже заботиться не надо, — поскольку счастье принимается за всеобщий эквивалент, нельзя допускать, чтобы деньги и престиж превращались в основной объект наших устремлений.

Несмотря на то что в большинстве подобных исследований деньги трактуются как сугубо внешняя цель, бывает и так, что они принимают на себя функции внутренней цели, — в этих случаях материальное благосостояние хотя и является основным объектом наших устремлений, но счастью оно не вредит и даже помогает. Среди тех, кто лезет из кожи вон, чтобы заработать лишнюю копейку, немало людей, которым глубоко наплевать на материальную сторону дела; в богатстве для них гораздо важнее то, что оно олицетворяет собой в их глазах, — вознаграждение за труды, свидетельство их компетентности и так далее. В этом случае зарабатывание денег обусловлено скорее причинами внутреннего характера, например потребностью в личностном росте, нежели такими внешними факторами, как социальный статус.

Более того, если воспринимать и использовать деньги как средство для обретения смысла, погоня за богатством легко превращается в цель, созвучную с нашим внутренним «я». Например, при наличии денег у нас освобождается время для занятий, которые значимы лично для нас, или появляется возможность оказать материальную поддержку делу, в которое мы верим.

Очевидно, нам было бы весьма полезно понять, какие цели максимально созвучны нашему внутреннему «я», и постараться их достичь, но сделать это не так-то просто. По меткому замечанию Шелдона и Линды Хоузер-Марко, научиться выбирать внутренне созвучные цели — это «непростое дело, требующее от нас, наряду со способностью к адекватному восприятию собственного "я", еще и умения сопротивляться давлению общества, которое зачастую подталкивает нас в неверном направлении».

Прежде всего нам необходимо знать, что мы хотим сделать со своей жизнью, а затем иметь в себе достаточно храбрости, чтобы ни при каких обстоятельствах не поступаться своими желаниями.

Вопрос: Какие из ваших целей максимально созвучны вашему внутреннему Я? Какие внешние или внутренние барьеры мешают вам добиваться этих целей?

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:

Сочинение

1. Оправдывает ли цель средства?

2.Можно ли судить о человеке по его цели?

3.К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Итоговое сочинение 2017/18 учебный год:

«Верность и измена»,

«Равнодушие и отзывчивость»,

«Цели и средства»,

«Смелость и трусость»,

«Человек и общество».

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,

1. «Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Примерный список тем для итогового сочинения Цели и средства.

 Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

 Оправдывает ли цель средства?

 Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

 Почему важно иметь цель в жизни?

 Для чего нужна цель?

 Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

 Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?

 Достижение какой цели приносит удовлетворение?

 Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

 Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

 Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?

 Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий»?

 Что значит «великая цель»?

 Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?

 Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

 Может ли человек жить без цели?

 Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

 Можно ли добиться цели, если все против тебя?

 К чему приводит отсутствие цели в жизни?

 Какая разница между истинной и ложной целью?

 Чем мечта отличается от цели?

 Чем опасно бесцельное существование?

 Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

 Как достигнуть цели?

 Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?

 Можно ли судить о человеке по его цели?

 Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

 Как общество влияет на формирование целей?

 Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

 Существуют ли недостижимые цели?

 Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

 Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

 Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

 В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

 На что способен человек, потерявший цель в жизни?

 Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

 Какова цель существования человека?

 Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?

 Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?

 Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

 Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

 Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?

Список высказываний великих людей и цитат для подготовки к итоговому сочинению по литературе по направлению "Цели и средства".

 Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью. Любой прекрасной цели можно добиться честными средствами. А если нельзя, то эта цель плоха (Ч.Диккенс)

 Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других (Г.Ф. Гегель)

 Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни (Л.Н.Толстой)

 Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения (А.Эйнштейн)

 Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом (Н.М. Карамзин)

 Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей... (Л.Н.Толстой)

 Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе (Г. Ф. Гегель)

 Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов)

 Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон)

 Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)

 Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)

 Совершенные средства при неясных целях - характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)

 Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)

 Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

 Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)

 Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

 Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)

 О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных - по их целям. (Ф. Бэкон)

 Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)

 Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий. (Конфуций)

 Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)

 Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, - хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери)

 Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)

 У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает... (А. и Б. Стругацкие)

 Хочешь достигнуть цели своего стремления - спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)

 Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ. (Дж. Оруэлл)

 Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще, сильнейшим ударом сплеча. (У. Черчилль)

 Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По)

 Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам. (Л. да Винчи)

 Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский)

 На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. (Ф. де Ларошфуко)

 Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм. (И.С. Тургенев)

 Тот шагает быстрей, кто шагает один. (Дж. Лондон)

 Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей. (Дж. Лондон)

 Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Гёте)

 Намерение воина сильнее любых препятствий. (К. Кастанеда)

 Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления. (А. Рэнд)

 Гораздо лучше совершать великие поступки, праздновать великие победы, даже если по пути случаются ошибки, чем вставать в ряды обычных людей, не знающих ни большой радости, ни большой беды, живущих серой жизнью, где нет ни побед, ни поражений. (Т. Рузвельт)

 Без какой-нибудь цели и стремления к ней не живет ни один жив человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище... (Ф.М. Достоевский)

 Человек вырастает по мере того, как растут его цели. (И. Шиллер)

 Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна. (Д. Дидро)

 Ищи то, что выше того, что ты можешь найти. (Д.И. Хармс)

 Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели - точки, на которую устремляется наш внутренний взор. (М. Шелли)

 Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)

Итоговое сочинение (ПАМЯТКА)

Итоговое выпускное сочинение (сочинение-рассуждение)

Объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А 4) Время: 3ч.55м.

Критерии оценивания

Критерий 1. Соответствие теме

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий 3. Композиция

Критерий 4. Качество речи

Критерий 5. Грамотность

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом ), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

Композиционная структура

Вступление

формулирование темы и тезиса

60-70 слов.

Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.

Задача- ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Ключевые слова темы

Общие рассуждения по теме

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о...

Мы знаем о... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

Вопросы по теме

Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к...?

Переход к основной части

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

8. Замечательным примером, иллюстрирующим …

Основная часть

200-250 слов

Задача:

ответить на главный вопрос

темы,последовательно

доказать главную мысль

сочинения с учетом проблем,

поставленных во вступлении

Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства высказанной мысли.

Раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения

Ø приведение аргументов (литературные, из классики): указывается автор, жанр произведения и его название, дается анализ того фрагмента произведения, который отвечает выбранной вами теме.

Ø высказывание собственного мнения и отношения к тому, что взято за аргумент и по какой причине.

Ø Краткий вывод по рассмотренному примеру (должен соответствовать выбранной теме).

В главной части сочинения

должны быть решены

проблемы, поставленные во

вступлении.

Использование литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Тезис 1

Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.

На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Доказательства, примеры (развитие мысли, иллюстративная часть) Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) произведению обращается к теме…

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (…….) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения…

Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

Иллюстрация произведения (фрагмента)

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает…

Микровывод

Писатель считает, что…

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…

Давайте обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение 60-70 слов.

Задача:

дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения.

Вывод - подведение итогов рассуждения. Должен содержать четкие ответы на вопросы, поставленные во введении (своеобразное зеркальное повторение).

Итог размышлению подводится на основании 3 композиционных частей: по введению – утвердительный ответ на тезис, по вашему мнению в первом аргументе и по мнению во втором аргументе.

Без предположений – должна быть прописана четкая позиция. Вы в выводе уже сами должны быть уверены в том, что доказали свою мысль.

Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение могу сказать, что...

Мы убеждаемся в том, что...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что...

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?

И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод…

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…

Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что…

Направления итогового сочинения 2016-2017

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Темы по регионам

Разум и чувства

102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

110.Над какими чувствами разум может быть не властен?

109.Когда разум и чувство борются в человеке?

101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?

113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?

Честь и бесчестие

213.Какими качествами должен обладать человек чести?

206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?

212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?

211.Что может привести человека к бесчестному поступку?

Победа и поражение

304.Что значит достойно пережить поражение?

308.Какие уроки можно извлечь из поражения?

305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

312.Только ли горечь несут человеку поражения?

306.Всегда ли победа возвышает победителя?

302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?

307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?

311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

Опыт и ошибки

410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

407.В чём ценность исторического опыта?

412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

403.Что значит «учиться на горьком опыте»?

411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

408.Нужно ли анализировать свои ошибки?

409.В чём различие между ошибкой и преступлением?

406.Можно ли всегда и во всем доверять чужому опыту?

Дружба и вражда

501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

505.Почему человек стремится обрести друзей?

508.В чём причины вражды между людьми?

511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

509.Что разрушает дружбу?

Темы в Санкт-Петербурге

103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

207.Какой поступок можно назвать бесчестным?

313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?