Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года). В каком возрасте ребенок начинает запоминать события Со скольки лет ребенок все помнит

Какое было ваше первое детское воспоминание? Я помню, как во время обеда в детском садике нам принесли на десерт шесть яблок - по одному для каждого ребенка, который сидел за столом. Но я хотела самое сладкое яблоко, поэтому, не долго думая, понадкусывала их все - и выбрала самое вкусное.

Мне было около трех лет. Лишь 5% процентов людей помнят себя раньше этого возраста. А наши воспоминания до 6-7 лет обычно можно пересчитать по пальцам. Этот феномен психологи называют «инфантильной амнезией».

Как и многие открытия в психологии, это принадлежит психологу с неоднозначной репутацией Зигмунду Фрейду. Беседуя со своими пациентами, он заметил, что большинство из них не могут вспомнить себя в маленьком возрасте, при этом если спрашивать о периоде после шести лет - количество воспоминаний резко возрастает.

Почему же мы так плохо помним детство?

Пока ученые и психологи не пришли к единой версии - существует несколько теорий о том, что является причиной возникновения инфантильной амнезии.

Некоторые ученые считают, что ребенок не может сохранять воспоминания, потому что он еще не стал самостоятельной личностью, не отделил себя от окружающего, и не знает, что из пережитого - есть его опыт. Психолог Харк Хоун провел эксперимент: он попросил детей спрятать игрушечное животное в его лаборатории. Через две недели он спрашивал малышей о том, куда они положили игрушку. Только те дети, которые уже узнавали себя в зеркале (этот простой психологический тест помогает определить, развилось ли «я» ребенка), рассказали ученому, где лежит животное. Остальные же не помнили, куда дели игрушку.

Исследователи Габриэль Симкок и Харлин Хейн в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» исследование, в котором речь шла о том, что запоминание событий детьми тесно связано с речевыми навыками. Так как маленькие дети не достаточно владеют языком, они не могут «закодировать» то, что происходит в их жизни, в воспоминания.

Как же тогда дети не забывают, кто их родители, как их зовут, где их дом?
За сохранность этой информации отвечает особый вид памяти - семантическая память. Это тип долговременной памяти для хранения общих понятий о мире, там же хранятся правила и установки, информация об окружающих людях, и знание о том, что шоколадка лежит на верхней полке, а на день рождения родители обещали купить конструктор.

«Проблема не в том, что дети не могут формировать воспоминания, а в том, что они формируют их в зоне кратковременной памяти, - говорит ученый Пол Фрэнкланд из Торонто. - Когда я проводил исследование о феномене детской амнезии, я постоянно обращался за помощью к своей четырехлетней дочери. Я задавал ей вопросы о местах, в которых мы были два-три месяца назад, и она рассказывала то, что помнит, причем довольно подробно. Но я знаю, что через четыре года она этого не вспомнит».

Канадские исследователи подтверждают - маленькие дети лучше помнят свое раннее детство, чем повзрослевшие. Они попросили 140 детей в возрасте от 3 до 13 лет описать три самых ранних своих воспоминания, а два года спустя повторили опрос. Из 50 самых юных участников исследования, которым на момент первого контакта с учеными было от 4 до 6 (и, соответственно, 6-8 на момент второго опроса), только пять детей назвали те же воспоминания как самые ранние. Большинство малышей забыли то, что они рассказывали о себе раньше. Тогда как из более взрослых детей более 30% воспроизвели те же памятные моменты, что и за два года до этого.

Исследование Фрэнкланда было связано с особенностями работы гиппокампа - части лимбической системы головного мозга, которая является своего рода «транспортной компанией» для перевозки и архивирования наших воспоминаний.

Все мы рождаемся с недоразвитым гиппокампом - ему нужно несколько лет, чтобы настроиться на работу. И, пока эта область головного мозга находится «в стадии разработки», наши воспоминания хранятся в эпизодической памяти, «хранилища» которой разбросаны по всей поверхности кортекса, иначе говоря - коры головного мозга. Аудиальные воспоминания откладываются на боковых поверхностях кортекса, тогда как визуальные - на задней поверхности. Патрисия Байер из университета Атланты советует представить эти участки как цветы - тогда получается, что весь наш мозг - большая цветочная поляна. А гиппокамп нужен, чтобы собрать из цветов букет.

Фрэнкланд объясняет: гиппокамп, начиная работать в полную силу, слишком занят транспортировкой и архивированием текущей жизни ребенка, ему некогда отвлекаться и заниматься делами давно минувших дней. Подобно тому, как бухгалтер во время сдачи годового отчета не будет проверять данные пятилетней давности, гиппокамп не тратит силы на прокладывание дорожек-связей к нашим самым ранним детским воспоминанием, сосредотачиваясь на том, чтобы запомнить как можно больше нашей сегодняшней жизни.

Канадский ученый доказал свою теорию на крысах. Он взял несколько мышат, которые в норме имеют те же проблемы с долгосрочной памятью, что и дети, и с помощью препаратов замедлил формирование новых нейронных связей в гиппокампе. Мышата, которые до этого за несколько дней забывали верный «путь» в лабиринте до сыра, смогли сохранить это воспоминание надолго и успешно находили лакомство спустя недели. Освободившись от текущих задач, их гиппокамп нашел ресурсы на перемещение воспоминания о правильной дороге до сыра из кратковременной памяти в долговременную. Вскоре ученый планирует проверить свою теорию на детях, больных онкологическими заболеваниями - одним из эффектов лекарств, которые им назначают, является замедление формирования нейронных связей в гиппокампе.

Фрейд считал, что феномен детской амнезии связан с необходимостью стереть из памяти травмирующие событии детства. Современные ученые все еще не знают, по какой причине ранние воспоминания не находят места в нашем хранилище памяти, но они выяснили, когда они начинают стираться.

Недавнее исследование Патриции Байер и Марины Ларкиной показало, что феномен детской амнезии «активируется» в возрасте 7 лет. Они записали разговор мам с трехлетними детьми о шести последних ярких событиях жизни ребенка - посещение зоопарка, первый день в детском саду и так далее. Через некоторое время исследователи снова связались с семьями и расспросили детей о том, что они помнят о шести событиях. Так как целью исследования было установить, в каком возрасте мы забываем свое детство, ученые разговаривали с разными детьми из тест-группы в разном возрасте - с одними в пять лет, с другими в шесть, семь, восемь, девять. Таким образом они смогли зафиксировать, сколько информации в каком возрасте могут воспроизвести дети.

Выяснилось, что ребята, которым на момент опроса было 5-7 лет, помнили 60% из того, что с ними происходило в возрасте трех лет. Тогда как те, с кем разговаривали в 8-9 лет, могли воспроизвести не более 40%.

Как выяснила другая группа канадских ученых во главе с доктором Питерсеном, на формирование детских воспоминаний также влияет среда, в которой растет ребенок. В 2009 году он провел масштабный эксперимент, в котором участвовали 225 канадских детей и 113 детей из Китая в возрасте 8, 11 и 14 лет. Их попросили написать как можно больше воспоминаний об их детстве за четыре минуты. Ребята из Канады смогли вспомнить вдвое больше того, что происходило с ними в детстве, чем китайские дети, при этом они помнили себя в среднем на шесть месяцев младше. Интересно, что их воспоминания в большинстве своем были связаны с их собственным опытом, тогда как дети из Китая больше вспоминали то, что было связано с семьей и групповой активностью.

Это исследование показало, что на то, как хорошо мы помним детство (и что именно мы вспоминаем), влияет наше окружение. В целом наши воспоминания о раннем детстве обычно больше визуальные, чем аудиальные, и чаще позитивные, чем негативные.

Чтобы помочь ребенку сохранить воспоминание, нужно обсуждать произошедшее с как можно большим количеством деталей. Не сообщайте ребенку факты, для формирования воспоминаний гораздо эффективнее подталкивать малыша самого рассказывать о произошедшем. Помнишь, как мы ходили в зоопарк? Что ты там видел? Какого цвета была шерстка у льва? А какие звуки произносила горилла?

Может быть, когда вырастет, ваш ребенок и не вспомнит, как в три года кормил рыбок на Мальдивах, но регулярное обсуждение ваших совместных приключений обогащает словарный запас малыша, повышает уверенность в себе, учит сотрудничать и сближает вас.

Фото - фотобанк Лори

Младенцы впитывают информацию как губка - почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе?

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск. Между прочим, эти люди - ваши родители - потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента - появления на свет - до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада. Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие "зарубки в памяти" получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано ? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин "младенческая амнезия" , и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание? И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери. Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов - слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как "каг" или "сланс", - и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет. В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом. Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже. Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

"Все дело в различии между воспоминаниями "В зоопарке были тигры" и "В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело"", - поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность. Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван - прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет. Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

"В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: "Зачем это тебе?"", - рассказывает она. "Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните", - утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

"Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени", - утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста. Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M. После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

"Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу", - поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации - в точности как младенец. Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях. В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. "У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо", - говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе? Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

"Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем", - поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, - не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

"Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний", - рассказывает она.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне. Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело. На Лофтес нахлынули "воспоминания", однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, - труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся. Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им "воспоминания".

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

"Мы говорили участникам исследования: "Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось"".

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились "вспомнить" это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле. И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео? А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Мы еще очень мало знаем о памяти и раннем развитии мозга, но недавние исследования привели к ряду новых открытий. Так, у младенцев была обнаружена так называемая декларативная, эксплицитная (долгосрочная) память – запоминание голоса матери. Малыши реагировали посредством эмоций. Стоило маме заговорить, как они начинали улыбаться и успокаиваться. Не известно, когда плод начинает различать материнский голос в матке, но это самое первое место, где его память начинает поглощать информацию. Эти тяжелые девять месяцев, когда вы вынашиваете и выкармливаете ребенка, на самом деле ваш первый шанс начать разговаривать с ним. Доктор Спенсер также объясняет разницу между семантический и декларативной памятью. Младенцы, которые плачем зовут маму, чтобы она их покормила, используют семантическую, бессознательную память, помогающую им выжить. Декларативная же память является осознанной, основанной на наблюдении и знании.

Фото Getty Images

О трех до семи лет

Раннее развитие памяти и мозга очень важно до пяти лет. Мозг в этом возрасте настолько пластичен, что это лучшее время для обучения, поскольку он может запомнить практически все. Чем больше повторяете вы, тем больше повторяют ваши дети. Доктор Спенсер рекомендует повторение и режим для детей от 3 до 7 лет. Это позволяет им категоризировать вещи и переводить их в долговременную память. Чем чаще вы стараетесь что-то вспомнить, тем легче бывает потом вытащить это из памяти. Дети, с которыми родители разговаривают, рано обучаются умению запоминать и вспоминать. Иногда они способны запомнить истории после первого или второго прочтения благодаря режиму, который включает регулярное чтение перед сном, цитирует исследование Pop Sugar .

От семи до десяти лет

В возрасте 7 – 10 лет, когда дети ходят в школу, происходит бурное развитие гиппокампа (части лимбической системы головного мозга, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) и способности вспоминать. Ребенок начинает более эффективно организовывать и более логично хранить информацию. Поэтому у большинства людей масса воспоминаний начинается где-то с третьего класса.

Поэтому до трех лет родителям стоит запоминать и записывать самое интересное, что происходит с вашим ребенком, чтобы где-то лет в 10 поразить его тем, сколько он всего мог и умел делать в младенческом возрасте.

Первые шаги, первый подарок, первый день в бассейне. Вы фотографируете и снимаете на камеру достижения вашего малыша для интернет-пространства ДивиМИР. Но с какого возраста ребенок начинает запоминать сам? И как помочь детям запечатлеть в памяти те или иные события? Об этом вы узнаете далее в нашей статье.

О первых трех годах жизни малыш не будет помнить ничего. Несмотря на то, что в этот период в жизни ребенка происходит много нового. Он не вспомнит о том, как ему на первый новый год подарили плюшевого мишку, или о том, как он уронил со стола коробку с конфетами.

Детское забывание

Зигмунд Фрейд первым описал феномен «детского забывания»: воспоминания первых шести лет жизни не удается восстановить, так как они отягощены сексуальными табу и агрессией. Эта концепция отвергается современными психоаналитиками, хотя до сих пор нет единой точки зрения относительно этой проблемы. Исследования продолжаются и, возможно, в скором времени удастся точно определить причину детского забывания.

Три фактора запоминания

Исследователи считают, что для запоминания необходимо сочетание трех факторов.

1. Язык.
Использование родного языка запускает механизм автобиографической памяти, которая хранит наши личные воспоминая. Воспоминания, которые мы в детском возрасте еще не могли описать словами, невозможно восстановить в будущем. Картинки из раннего детства хранятся в нашей памяти, но извлечь их не получится.

2. Созревание мозга
Мозг маленького ребенка отличается от мозга взрослого. Только в период полового созревания нервные клетки совершенствуются до такой степени, при которой создаются условия для надежного запоминания. У младенцев и маленьких детей память функционирует на примитивном уровне, она развивается на протяжении нескольких лет в сложную систему. Младенцы помнят лишь о том, что обусловлено рефлексами: например, нужно пососать грудь, чтобы насытиться. Или запах матери. Позже они начинают запоминать, кто есть дедушка, как выглядит мячик. В возрасте от 1 до 3 лет мозг ребенка развивается так интенсивно, что включается автобиографическая память.

3. Развитие личности
В возрасте от 2 до 3 лет у детей появляется представление о том, кто они. Они начинают понимать, что управляют своей жизнью. В этой фазе дети учатся определять вчерашний, сегодняшний и завтрашний дни. Хотя у ребенка отсутствует понимание прошлого, настоящего и будущего, он уже умеет воспроизводить в своем сознании некоторые воспоминания.

Рассказы приводят к воспоминаниям

Три вышеуказанных фактора начинают взаимодействовать только к 3 годам жизни ребенка. До этого времени надежное запоминание невозможно.
Но некоторые люди считают, что они помнят события до трехлетнего возраста. По мнению ученых, это полное заблуждение. Иногда мы принимает за правду то, чего не было. Либо то, о чем нам рассказывали наши родители и родственники. Нам начинает казаться, что мы действительно это помним, а воображение дорисовывает картину. Создать иллюзию собственного воспоминания помогают фотографии, на которых мы запечатлены в раннем возрасте. И вот нам кажется, что мы помним радостный момент дарения плюшевого мишки на новый год.

Что мы помним

Никто не может сказать с уверенностью, что именно вспомнят дети в будущем. Но известно, что чем больше эмоций сопровождало событие, тем лучше оно запомнится. Не имеет значения, был ли ребенок грустным, радовался или испытывал чувство стыда.
Особенно ярки воспоминания о запахах и вкусах. Например, о запахе бабушкиных пирожков с яблоками. Обонятельная память является очень древней, она помогала обеспечить выживание в первобытные времена. Способность связывать воспоминания с определенными запахами есть и у нас, современных людей.
Нет человека, который мог бы вспомнить всё, что с ним случалось в детстве. Часто в памяти остаются лишь единичные картинки. Мы не можем вспомнить конкретные события, но всегда помним об ощущении счастья, радости, страха или отчаяния, испытанных нами в детстве.

Зачем нужны воспоминания

Прекрасные детские воспоминания доставляют нам радость. Благодаря испытываемой радости выделяется эндорфин, который усиливает иммунную систему и повышает активность.
Воспоминания о прошлом составляют немалую часть нашей личности. Сохранение в памяти хороших и плохих событий, позитивных и негативных эмоций делает нас особенными, раскрывает наши черты характера и определяет чувствительность.

Подготовьте для своего ребенка прекрасные воспоминания

К сожалению, это не так просто. Вы можете научить ребенка обращаться с вилкой и ножом и прикрывать рот при чихании. Но нельзя навязать ему то, о чем он должен вспомнить в будущем. Каждый человек обладает своей сокровищницей воспоминаний, и никто не может сказать, почему одно событие стерлось из памяти, а другое настолько сильно запечатлелось, как будто случилось 10 минут назад.
Но все-таки родители могут оказать влияние на воспоминания своих детей. Для подготовки прекрасных воспоминаний, опытные специалисты газеты и сервисов ДивиМИР рекомендуют следовать некоторым принципам.

1. Ориентируйтесь на вкусы ребенка
Детям нравится, когда внимание сосредоточено на них, когда их развлекают, даже если взрослым эти забавы кажутся глупыми. Каждый родитель знает, что именно нравится его ребенку: гулять по зоопарку, плавать в бассейне, кататься на плечах папы. Любимые игры и занятия нужно организовывать как можно чаще. В этом случае велика вероятность того, что ребенок хорошо запомнит эти события.

2. Позаботьтесь о повторении
Взрослым бесконечное повторение игр, песен и шуток кажется скучным, но дети могут очень долго играть в одно и то же. Не злитесь, а позвольте любимым занятиям повторяться столько, сколько нужно ребенку. Часто повторяющиеся события лучше отпечатываются в памяти, чем одномоментные.

3. Разговаривайте о пережитом
Многим нравится собираться вечером всей семьей и обсуждать события прошедшего дня. Разговор о новых событиях помогает сохранить их в памяти на долгое время. Кроме того, пережитое днем появляется ночью в снах. Перед сном нужно еще раз вспомнить то, что произошло сегодня.

4. Больше движения
Звучит банально, но действительно работает: пешая прогулка или велосипедный тур способствуют выбросу гормонов счастья. Они помогают нам увидеть происходящее в более ярком свете и поэтому легче запоминаются. Играйте с ребенком в подвижные игры, запускайте воздушного змея, бросайте камешки в воду, устраивайте бои со снежками - обеспечьте ему счастливые воспоминания на всю жизнь.